В феврале-марте 2011 года сеть магазинов товаров для детского творчества «Оранжевый слон» планирует открыть 5 магазинов по франчайзингу. Торговые объекты появятся в городах Ростове-на-Дону, Твери, Альметьевске, Тюмени и Москве.
На данный момент сеть насчитывает более четырехсот магазинов в России, странах СНГ и за рубежом, в том числе в США, Канаде, Исландии, Израиле, Турции, Польше, Казахстане, Киргизии, Молдове и Словакии. В основном это франчайзинговые магазины. Всего на территории России расположены около 300 магазинов под брендом «Оранжевый слон». Из них 30 магазинов собственных, которые располагаются в Москве.
При этом производство находится в Китае, центральный офис и дизайн-бюро, где формируются идеи — в Москве. «Собственное производство компании располагается на территории Китая, чтобы снизить себестоимость продукции и сделать товар доступным для широкого круга покупателей, а не для того чтобы съэкономить на качестве, — отмечает руководитель отдела продвижения продукции сети Одинокова Светлана. — Наша продукция продается в странах ЕС, США, Канаде, в которых к безопасности предъявляются строгие требования. При этом хочется отметить, что идеи для создания новых наборов формируются не только в России, но и в других наших представительствах, например, в США. Таким образом получается симбиоз и потребительский спрос и интерес возрастает».
«В течение двух последних лет мы расширили географию. В 2010-ом году компания запустила в общей сложности около 200 магазинов только по России», — уточняет Дина Аминова, руководитель отдела франчайзинга сети «Оранжевый слон».
Максим Клягин, аналитик УК «Финам», объясняет широкую географию расположения магазинов сети привлекательностью концепции магазина товаров для творчества и низкими затратами на открытие. «Могу предположить, что в данном случае решающими являются два основных фактора. Во-первых, речь, насколько я понимаю, в большинстве случаев идет скорее о небольших корнерах, чем собственно о магазинах, что означает весьма низкие затраты на открытие (сопоставимые с затратами на покупку бюджетной иномарки даже с учетом товарного запаса) и простой франчайзинг (условия франчайзинга, судя по всему, тоже приемлемые), что способствует быстрому росту сети. Второй фактор – интересная концепция и бизнес-идея», — рассуждает аналитик.
По данным компании, для открытия фирменного магазина по франчайзингу нужны инвестиции в размере от 15 тысяч долларов — сюда входит покупка торгового оборудования, оптимальный запас товара, паушальный взнос. Роялти отсутствует, требования к торговой площади — от 6 до 50 кв.м. «Как показывает практика, скорость окупаемости довольно высокая 2-6 месяцев, разумеется, при наличии высокой проходимости и серьёзного подхода франчайзи к бизнесу», — отмечает руководитель продвижения продукции сети «Оранжевый слон» Одинокова Светлана.
Компания активно поддерживает оптовое направление торговли. Чтобы франчайзи и оптовики не конкурировали, оптовые партнеры становятся представителями торговой марки на какой-то определенной территории, там, где нет заявок на открытие франчайзинговых магазинов «Оранжевый слон».
Рынок товаров для хобби и творчества, который в развитых странах достигает десятков миллиардов долларов, по словам Максима Клягина, в России пока находится на первоначальном этапе своего развития, при том, что интерес к нему весьма высок. «Сегмент детских развивающих игрушек и товаров для творчества вообще представлен достаточно слабо. В результате спрос на ассортимент сети, судя по всему, складывается на достаточно высоком уровне, конкурентная среда не сформирована, а рентабельность бизнеса, вероятно, достаточно привлекательна (на официальном сайте есть упоминание наценки 120%). Все перечисленное способствовало быстрому как органическому росту сети, так и росту за счет концессий», — считает аналитик.
С ним согласен и руководитель отдела консалтинга и оценки Praedium Oncor International Дмитрий Волков. «Сеть работает в достаточно узком сегменте товаров, конкуренция в котором недостаточно высока. В результате спрос на товарную линейку сети является с одной стороны достаточно высоким, при этом его емкость (в силу узости ассортимента) является ограниченной. Максимальное расширение географии – оптимальный способ интенсивного развития. Иностранных партнеров они могут заинтересовать потенциалом развития», отмечает аналитик.
В ассортименте магазинов представлены товары для детского творчества: пластилин, масса для лепки, витражи и витражные краски, оформительские краски декор, тесто для лепки, пальчиковые краски и др. В наборы входит подробная инструкция, что помогает детям изготовить поделку, заявленную производителем. Магазины для детей «Оранжевый слон» регулярно проводят на своей территории занятия с детьми и мастер-классы для всех желающих, а также подарочные акции. «Поскольку компания акцентирует внимание покупателей на эксклюзивности идей и дизайна, ассортимент продукции обновляется регулярно — на порядок чаще, чем в других компаниях работающих в области детского творчества», — комментирует руководитель отдела продвижения продукции сети Одинокова Светлана.
Сумма среднего чека в магазинах — 550 рублей, перед праздниками в подарочный период вдвое выше. Стоимость самого дешевого детского набора для творчества составляет около 180 рублей, самого дорого набора — 1300 рублей.
Сеть магазинов «Оранжевый слон» начала своё развитие в Москве в 2007. Магазины «Оранжевый слон», в основном, представлены в двух форматах: «островок» — его площадь от 6 кв. метров и павильоны — с площадью до 50 кв.метров. «Островки» расположены в торговых центрах, в которых не хватает свободных площадей для открытия павильонов.