Дискаунтные сети магазинов Aldi Sud и Lidl устраивают «художественные акции» — продажу принтов работ художников.

Покупателю предлагается не картина, так как сам по себе оттиск при тираже 10 тыс. экземпляров особой ценности произведения искусства не имеет, а принцип современного искусства — подпись автора: на принтах художники оставляют автографы.

Магазины дешевых товаров не отступают от своей политики — цена оттиска в деревянной раме под стеклом — 12,99 евро. Каждый может решиться опустить в свою тележку рядом с кабачками, замороженной пиццей и колбасой «картинку», например, Матиаса Кестера, ученика Маркуса Люпертца, ректора Дюссельдорфской Академии Искусств, или участника касселевской Документы Томаса Вирниха. Касселевская Документа — центральное событие современного искусства Германии, сопоставимое по значению и влиянию с Венецианской биеналле. Приглашение к участию в этой художественной выставке для художника означает карьерный взлет, включение в число высокооплачиваемой на художественном рынке элиты. Томас Вирних, например, чья оригинальная подпись в Aldi продается за 13 евро, в галерее стоит несколько тысяч евро, и его работы находятся на «одной товарной полке» с произведениями Энди Уорхола.

Споры

Вырастить «новый бренд» сложно, а сбить цену — легко. Поэтому так бурно и неоднозначно реагирует художественный мир на проект немецких дискаунтов. Галеристы — садовники цен — возбужденно отстаивают элитарность искусства, защищая своих клиентов, которые не хотят владеть «массовым продуктом».

Винфрид Рекерманн (галерея Рекерманн, Кельн; выставляет и продает работы двух из участников акции Aldi Sud) считает: «От подобного «просвещения» выигрывает только дискаунт. Для культуры, арт-рынка, художника и галереи этот проект — провальный. В результате он может угрожать обесцениванием уникального, элитарного. Поднять свой авторитет, улучшить рейтинг дискаунт может и за счет выделения ежегодной суммы на развитие каких-либо культурных институций или проектов, а не торговать автографами, приравненными к биоморковке».

Художники разворачивают защиту, апеллируя к «народному просвещению». Конечно, засунув солидный гонорар за участие в проекте поглубже в свой карман. Живописец Феликс Дроезе уже третий раз предоставляет свои работы для распродажи в сети Aldi Sud, в интервью газете Rheinische Post признался, что видит в дешевом магазине удачного посредника между ним, художником, и зрителем.

Конкуренция

Если критики правы и «просветительская» акция на деле не более чем коммерческая, то в чем заключается выигрыш дискаунтной сети? Не в продаже же дешевых рам с бонусом «бесплатного» автографа. А выигрыша может и не быть — главное, не было бы проигрыша. Конкуренция заставляет ввязываться в гонку — самое главное, не опоздать. Если дискаунтная сеть Lidl предлагает в эту неделю лыжные костюмы и сноуборды, то Aldi Sud непременно дублирует предложение.

Если первый объявляет продажу дешевых железнодорожных билетов по Германии, то второй отвечает продажей копеечных авиа.

***

12,99 евро цена работы художника в супермаркете

***

Справка:

— Розничная торговая сеть Aldi основана в 1913 г. в Ессене (Германия).

— С 1960 г. существуют две группы предприятий, юридически, финансово и организационно независимых, — Aldi Nord и Aldi Sud.

— Филиалы Aldi Nord расположены в Бельгии, Дании, Франции, Нидерландах, Португалии и Испании. Филиалы Aldi Sud — в США, Австралии, Великобритании и Ирландии, Швейцарии и Словении, в Австрии под маркой Hofer.

— Германию Aldi Nord и Aldi Sud поделили на две части так называемым Аldi-экватором: север и восток отошли к Nord, а юг и запад — к Sud.

— На территории Германии группу предприятий Aldi Sud составляет 31 общество (общество — это юридическое лицо, которое осуществляет торговлю через сеть филиалов — магазинов), торговля осуществляется в 1600 филиалах. За пределами страны: 25 обществ, более 1400 филиалов.

— Розничная торговая сеть Lidl Stiftung & Co.KG существует с 1970-х гг. В конце 80-х филиалы были открыты на территории всей Германии, с 90-х гг. — на территории Европы. Дискаунтной сети Lidl принадлежит в Германии 2600 филиалов, занято более 80 тыс. сотрудников, годовой оборот — 36 млрд евро (по данным 2004 г.).

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments