В апреле состоится первое чтение законопроекта депутата ЛДПР Дмитрия Носова, который предлагает запретить розничные продажи алкоголя с использованием интернета. При этом трактовать "с использованием" можно широко — вплоть до запрета любой соответствующей рекламы и интернет-витрин крупных ритейлеров, говорят юристы. "Опора России" в своем негативном отзыве на документ подчеркивает, что действующий запрет дистанционной продажи алкоголя уже показал свою неэффективность.
"Опора России" направила главе комитета Госдумы по экономполитике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолию Аксакову негативный отзыв на законопроект Дмитрия Носова об алкопродажах с использованием интернета (есть в распоряжении "Известий"). В организации уверены, что при подобном подходе "страдает прежде всего деятельность добросовестных участников алкогольного рынка". Речь идет, например, о крупных ритейлерах, которые используют онлайн-витрины, но не продают алкоголь в сети: торговые сети "Азбука вкуса" (размещает фотографии напитков без цен) и "О’Кей", в интернет-магазине которого можно выбрать бутылку алкоголя и положить ее в корзину, а позже оплатить в офлайн-магазине. Правда, не все продуктовые сети считают подобные витрины законными. Например, в 2012 году компания "Ашан Ритейл Россия" свернула онлайн-витрину винного бутика Chateau Chanau после введения запрета на рекламу алкогольной продукции в интернете.
В "Опоре" добавляют, что запрет продаж через интернет уже показал свою неэффективность — купить алкоголь онлайн всё еще можно.
Законопроект Дмитрия Носова зарегистрирован в Госдуме 18 января 2016 года, в апреле его выносят на первое чтение. Депутат предлагает дополнить ч. 2 ст. 16 закона "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" строчкой о том, что не допускается "розничная продажа алкогольной продукции с использованием информационно–телекоммуникационной сети интернет. А также добавить в КоАП административную ответственность за это — до 500 тыс. рублей с конфискацией продукции. Отзыв правительства на документ еще не готов, следует из базы Госдумы.
Дмитрий Носов в пояснительной записке к проекту отмечает, что с 23 ноября 2015 года (видимо, по конец декабря 2015 года, когда был готов документ) в Красноярске число отравившихся некачественным алкоголем, приобретенным через интернет, составило около 25 человек, их госпитализировали, 11 скончались. В Оренбурге было пять смертей. Парламентарий подчеркивает, что при торговле алкоголем через интернет невозможно установить возраст покупателя, что не позволяет в достаточной мере контролировать соблюдение уже существующего законодательства.
Сейчас дистанционная продажа алкоголя запрещена постановлением правительства № 612 от 2007 года. Однако этот вид торговли достаточно распространен. Объем продаж легальной алкогольной продукции через интернет не превышает 30–35 млн бутылок в год, ранее для РБК оценил директор отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз, это не больше 1% от всего рынка.
Единственное отличие законопроекта Дмитрия Носова от существующих правил игры в том, что он предлагает запрет продаж с использованием интернета, а не просто в интернете.
— А значит, речь может идти и о рекламе, о сайтах алкогольных производителей и интернет-витринах торговых сетей, — говорит управляющий партнер "Юрасов, Ларин и партнеры" Александр Ларин. По его словам, такие поправки могут значительно усложнить жизнь многим игрокам на рынке.
На проблему продаж алкоголя в интернете есть и другой взгляд. Так, 14 марта 2016 года в Госдуме был зарегистрирован проект депутата от "Единой России" Виктора Звагельского, который предлагает регулирование и лицензирование продаж в онлайне. По его данным, целевая аудитория покупателей в интернете — это люди от 25 лет и выше с доходом в 60–90 тыс. рублей в месяц, которые способны ждать доставку алкоголя не менее часа. Законопроект также не получил отклика со стороны правительства и на первое чтение еще не вынесен.
Зампредправления ассоциации "Руспродсоюз" (входят импортеры Simple, "Мистраль Алко" и др.) Дмитрий Леонов считает, что запрет вряд ли позволит решить проблему реализации некачественной и контрафактной продукции. Он уверен, что нужно грамотно обозначить правила реализации алкогольной продукции в интернете.