Как уже сообщал „Ъ“, министр торговли и внешнеэкономического сотрудничества Татарстана Хафиз Салихов в очередной раз попытался убедить представителей федеральных торговых сетей активнее заключать коммерческие договоры с татарстанскими поставщиками продовольственных товаров. В четверг вечером на совещании с руководством торговых сетей и местных товаропроизводителей господин Салихов заявил, что продукты с длительными сроками хранения не могут быть полезными для здоровья. При этом министр дал понять, что торговым сетям желательно заменить часть своего ассортимента на местную продукцию. В свою очередь участники рынка заявляют о том, что готовы к сотрудничеству с местными товаропроизводителями, если их товар будет пользоваться спросом.

Поводом к активизации кампании Минторговли РТ по продвижению продовольственных товаров татарстанского производства (ОАО «Татарстан сэтэ», ОАО «Казанский мясокомбинат», ОАО «Татспиртпром», ОАО «Холод» — „Ъ“) на полки федеральных торговых сетей послужили предновогодние визиты главы республики Минтимера Шаймиева в супермаркеты Казани. Напомним, что тогда господин Шаймиев, изучая ассортимент фруктов и овощей Grossmart в торговом комплексе «Южный», поднял кочан капусты и спросил: «Откуда?» «Из Подмосковья!» — ответили продавцы. Тогда он поднял сетку картошки и снова спросил: «Откуда?» «Из Подмосковья!» — повторили ему. «А что, в Татарстане картошку не выращивают», — удивился президент и покинул магазин.

26 января министр торговли и внешнеэкономического сотрудничества Татарстана Хафиз Салихов провел первое в этом году публичное заседание круглого стола по вопросам продвижения продовольственных товаров с участием двух заинтересованных сторон — производителей и торговых операторов. Как заявил тогда господин Салихов, вопрос продвижения товаров местного производства стал актуален в связи с ростом розничного товарооборота в Татарстане. Согласно официальным данным, товарооборот в 2005 году вырос на 15% и составил 91 млрд рублей. Между тем объемы реализации у ряда крупных татарстанских компаний по производству продуктов питания либо упали, либо остались на прежнем уровне (эти данные не разглашаются — „Ъ“). По мнению министра, экспансия ритейлеров может привести к вытеснению производителей с внутреннего рынка.

Виновником в своих бедах местные производители считают представителей федеральных сетей, которые «не хотят» приобретать товары местного производства. Так, представители ОАО «Татспиртпром» жаловались на то, что в «Рамсторе» их настойка «Горькая» вытесняется на полках украинским Nemiroff, а ОАО «Нэфис косметикс» — на то, что их майонезы и кетчупы отказывается брать на реализацию сеть «Магнит», которая занимается поставками аналогичной продукции из Краснодара. Представитель ОАО «Казанский молочный комбинат», входящий в состав ОАО «Татарстан сэтэ», просил, чтобы его продукция ставилась на полках впереди йогуртов «Данон».

В ответ представители федеральных сетей предъявляли претензии по упаковке и качеству товаров, соблюдению сроков поставок и полному отсутствию рекламы производимой в Татарстане продукции. Как заявили „Ъ“ в «Патэрсоне», федеральные торговые сети стремятся включить в свой ассортимент максимум рекламируемых товаров, что способствует динамичным продажам.

Спустя две недели на очередном совещании 16 февраля стороны вновь обменялись взаимными претензиями. На этот раз Хафиз Салихов несколько подкорректировал свою позицию. Если раньше главным аргументом господина Салихова были «сложившиеся предпочтения казанцев», то в этот раз министр заявил, что продукция с длительными сроками хранения не может быть полезна для здоровья. Тем самым он дал понять, что ассортимент необходимо замещать продукцией, которая не требует длительного срока доставки. В частности, господин Салихов указал, что в торговом комплексе Grossmart отсутствуют свежие огурцы, и попросил этот факт внести в протокол совещания. Его с энтузиазмом поддержал представитель совхоза «Майский», входящего в ОАО «Татплодовощпром» (производитель картофеля, огурцов). Он пожаловался, что крупные торговые сети «намеренно и немотивированно» отказываются заключать с ним договоры на поставки картофеля.

Обменявшись претензиями, каждая из сторон осталась при своей точке зрения. Представители торговых сетей «Рамстор», «Перекресток» и «Патэрсон» сообщили вчера „Ъ“, что они готовы к сотрудничеству с местными товаропроизводителями — «лишь бы спрос покупателей был удовлетворен и местная продукция не залеживалась на полках».

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar