Девяносто один миллиард рублей теряют ежегодно российские аграрии из-за отсутствия в регионах налаженной и эффективной системы хранения, транспортировки и переработки овощей, плодов и ягод. Основной удар принимают на себя малые предприятия. Избежать потерь в будущем отечественным производителям помогут оптово-распределительные центры (ОРЦ), на создание которых правительство выделило 79 миллиардов рублей. В основе ОРЦ должны быть сельскохозяйственные кооперативы. Тему обсудили на Петербургской технической ярмарке.

Инициатором стратегии создания оптово-распределительных центров стал минсельхоз России. Проект будет реализован в Московской, Нижегородской, Ленинградской, Новосибирской и Ростовской областях, Приморском и Пермском краях, Республике Татарстан и Дагестане. Эксперимент по созданию ОРЦ уже на протяжении года реализуется в ЦФО. Так как этот регион — основной производитель картофеля, то и расчеты делались для этой культуры. В 18 субъектах региона до 2020 года планируется создать для картофеля 252 объекта хранения районного, областного и регионального уровней. ОРЦ районного уровня будут работать только как хранилища, а в областных и региональных овощи и ягоды будут проходить технологическую подготовку к продаже. ОРЦ должны позволить аграриям снизить издержки благодаря сокращению расходов на логистику и упрощению доступа к торговым сетям.

В странах ЕС, например, совокупные расходы производителей за пользование услугами рынков благодаря работе ОРЦ не превышают один процент от оборота, а снижение потерь сельхозпродукции для госкомпании Mercasa, патронирующей все ОРЦ в Испании, не превышает двух процентов. Интересно отметить, что в испанском варианте ОРЦ не менее 51 процента акций принадлежит муниципалитету, от 26 до 49 процентов — Mercasa, оставшаяся часть — инвесторам. Во Франции на долю государства сейчас приходится более 70 процентов.

Российские ОРЦ также включат в себя несколько игроков, в число которых войдет и государство. Кроме предоставления субсидий, оно организует механизм работы центров: в ОРЦ войдут предприятия, занимающиеся скупкой, продажей и переработкой сельхозпродукции, а также органы фито-санитарного контроля, сертификации продукции и автотранспортные предприятия. Однако эффективность работы ОРЦ в большей мере будет зависеть от активности предпринимателей, которым предстоит объединиться в кооперативы, выбрать для себя управляющую компанию.

— Объединение в кооперативные сети гарантирует быструю окупаемость ОРЦ, — подчеркнула ректор МГУТУ им. К. Г. Разумовского Валентина Иванова. — Окупаемость в нашем случае важнее, чем затраты на организацию ОРЦ, которые при кооперации составляют 43 миллиона рублей, что на шесть миллионов больше, чем если бы аграрии работали в системе ОРЦ без кооперации.

Сейчас под создание ОРЦ разработано несколько бизнес-проектов, самый крупный из которых, рассчитанный на производство 25-80 тысяч тонн плодово-ягодных культур, требует от 1,1 до 4,5 миллиарда рублей. Минимальный проект, рассчитанный на 10 тысяч тонн, предполагает инвестирование в размере 200 миллионов рублей. В проектах, кроме сельхозпроизводителей, участие примут оптовые компании, логистические операторы и девелоперы. Помощь государства будет заключаться в предоставлении субсидий на конкурсной основе наиболее перспективным предприятиям, создающим ОРЦ.

При этом по итогам 2015 года план по созданию проектов ОРЦ в России был выполнен на 20 процентов. Эксперты связывают это с нежеланием инвесторов вкладываться в проекты, которые окупятся через 5-10 лет. Картина оказалась не той, что предполагали, еще и из-за того, что предприятиям пришлось в результате экономического кризиса отказываться от заявленных мощностей и сдвигать на будущее ввод объектов в эксплуатацию.

Подвела и предусмотренная минфином система предоставления субсидирования, в результате чего крупным проектам в регионах СЗФО и ЦФО предпочли немасштабные и нестратегические в Кабардино-Балкарии общей стоимостью в 2,4 миллиарда рублей.

— Наша проблема заключается еще и в том, что аграрии не умеют правильно пользоваться предоставленными субсидиями, — прокомментировала руководитель центра отраслевой экономики ФГБУ "Научно-исследовательский финансовый институт" минфина РФ Инна Рыкова.

По мнению самих аграриев, ОРЦ имели бы больше шансов на реализацию, если бы государство гарантировало возмещение затрат аграриев при создании ОРЦ. Возможно, проекты станут более привлекательными, когда компенсация увеличится до 30 процентов от вложенных предпринимателями средств. Другие 30 процентов возьмут на себя аграрии, а остальные средства могут быть заемными.

В настоящий момент отдельные ОРЦ работают без поддержки государства и участия региональных властей.

Так, в 1994 году заработало некоммерческое предприятие "ВЕЧЕ" в Новгородской области. Выращивать сельхозпродукцию там начинали на пяти гектарах, потом разрослись до 700 гектаров, 200 из которых в аренде. Есть там и небольшое рыбное хозяйство, ферма на 250 голов овец, то есть все компоненты под рукой. На своей технике кооператоры пашут, сеют, заготавливают семена, сено. За год удается вырастить 400 тысяч тонн картофеля, и собираются увеличить объемы до 500 тысяч тонн. Сейчас работает 12 овощехранилищ на 3,5 тонны каждое. Овощи, фрукты, ягоды проходят сухую очистку, пакуются и отвозятся в магазины. Сбывать товар приходится в торговые сети, однако по мизерным ценам. Самым удачным по продажам был 2015 год, когда за один килограмм той же картошки сети давали 15 рублей 30 копеек. И это при том, что в других регионах она стоит семь — восемь рублей за килограмм. Сейчас цены пошли вниз, и за один килограмм дают 13 рублей.

— Мы продаем всю произведенную нами продукцию, — отмечает председатель компании Иван Пиреев. — Продавали бы и больше, если бы не беспредел "сетевиков", которые зачастую мешают увеличивать производство.

Как отмечают аграрии, даже в том случае, если удается создать крепкое хозяйство, которое может войти в состав ОРЦ, оно не застраховано он тяжелых времен. Дело в отсутствии инициативы и какой-то помощи со стороны местных властей, которые безучастны к судьбе производителей.

— Нередко предпринимателям приходится на свои средства и без поддержки местной администрации строить муниципальные дороги и мосты, бурить скважины, что бьет по карману хозяйства, — отметил исполнительный директор Ассоциации сельскохозяйственных консультационных организаций России Алексей Черенев.

По мнению аграриев, необходимо найти баланс между возможностями предпринимателей, местных и региональных властей и планами минфина, это позволило бы защитить интересы производителей. В противном случае без налаженной системы продажи ОРЦ так и останутся идеей.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments