Если условия ведения бизнеса, в частности налогообложения, не будут выравнены для российских онлайн-ритейлеров и их иностранных конкурентов, участники Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) обещают перейти на офшорную модель работы, создавая инфраструктуру за пределами страны. Протекционистские меры не дадут ожидаемого эффекта, а лишь обернутся проблемами с российским онлайн-экспортом в Китай и приведут к росту цен на иностранные товары для россиян, предупредил накануне Минэкономики Российский экспортный центр (РЭЦ).
Президент АКИТ Алексей Федоров направил главе Минэкономики Алексею Улюкаеву письмо с предложением уравнять в правах российские и зарубежные интернет-магазины. Заявления о возникающих при этом рисках для продавцов, работающих по трансграничной модели, и влиянии на экспортеров "беспочвенны", следует из документа (есть у "Коммерсанта"). Так АКИТ ответила на опасения, о которых Российский экспортный центр (РЭЦ) в конце сентября написал в Минэкономики, уточнили "Коммерсанту" в ассоциации. В Минэкономики письмо АКИТ не поступило, сообщила "Коммерсанту" помощник министра Елена Лашкина.
Как писал "Коммерсантъ" 6 октября, РЭЦ попросил Минэкономики "учитывать возможные негативные последствия при рассмотрении предложений, связанных с ужесточением условий деятельности в России иностранных компаний". РЭЦ выступил против идеи снизить порог беспошлинного ввоза интернет-покупок. Такое решение ударит по ключевым зарубежным игрокам российского рынка онлайн-ритейла Alibaba, JD.com, Amazon и другим, а дополнительные издержки, которые возникнут у зарубежных компаний, будут переложены на наших же потребителей, прогнозировал гендиректор РЭЦ Петр Фрадков.
Ухудшение ситуации для российского бизнеса AliExpress (входит в китайскую Alibaba Group) может ослабить возможности российского офиса Alibaba по лоббированию интересов российского экспорта через каналы Alibaba в Китае, подтверждал опасения РЭЦ глава российского представительства Alibaba Group Марк Завадский.
Покупки в зарубежных интернет-магазинах до €1 тыс. и весом до 31 кг в месяц сейчас не облагаются пошлиной. Дискуссия о снижении лимита ведется с 2013 года. Минувшей осенью Россия предлагала на уровне Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) снизить беспошлинный лимит до €22 и ввести сбор с каждой посылки в €15. Как сообщила "Коммерсанту" представитель ЕЭК Наталья Саченок, стороны не пришли к согласию по стоимостному беспошлинному лимиту, но договорились определять все нормы по перемещению товаров для личного пользования физлицами, в том числе и посылок из-за рубежа, на наднациональном уровне решениями ЕЭК. Это должно быть зафиксировано в Таможенном кодексе ЕАЭС, который должен быть представлен к подписанию в декабре, говорит она.
Президент АКИТ не упоминает о беспошлинных интернет-посылках в РФ, настаивая на НДС для иностранцев. Местные компании обязаны уплачивать налоги и сборы (в том числе ввозной НДС и таможенные пошлины), обязаны принимать претензии от потребителей, исполнять требования законов о техрегулировании и о защите прав потребителей, перечисляет он. Организацией экономического сотрудничества и развития и G20 был выработан "План по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения" (план BEPS), который был ратифицирован всеми странами-участниками, в том числе и Китаем, напоминает глава АКИТ. И в этом году Китай "заблокировал весь входящий В2С-трафик, установив налог на посылки до 60% от стоимости, а также нулевой порог беспошлинного ввоза, кроме того, появилась обязанность сертифицировать все товары, которые поступают в посылках в Китай", пишет Алексей Федоров. В таких условиях экспорт в Китай невозможен, считает он. "Если ничего не предпринять, то весь российский онлайн-ритейл будет вынужден перейти на офшорную модель интернет-торговли, когда вся инфраструктура будет создаваться не на территории России, а в приграничных странах, что приведет к сокращению налоговых поступлений",— предупреждает глава АКИТ. Ранее президент "Евросети" Александр Малис говорил о планах вывести интернет-бизнес ритейлера в Прибалтику, если товары, купленные на иностранных онлайн-площадках, и дальше не будут облагаться НДС и пошлинами.
Предложение об НДС для иностранных интернет-площадок с 2018-2019 годов уже содержится в проекте основных направлений налоговой политики, подготовленном Минфином. Администрирование налога будет стоить дороже, чем собранная сумма, и, судя по опыту Бразилии или Белоруссии, приведет к уходу с рынка "белых" игроков и перетоку большей части продаж в "черную" или "серую" нишу, уверен президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов.