«М.Видео» первым из российских розничных продавцов бытовой техники и электроники станет торговать онлайн-кассами. Их покупателями, рассчитывает компания, станут индивидуальные предприниматели (ИП), которые должны перейти на новую контрольно-кассовую технику (ККТ) к июлю 2018 года. По оценкам «М.Видео», через розничный канал можно продать до 15% всех онлайн-касс на 9 млрд руб.
«Эвотор», производитель онлайн-касс, и «М.Видео» заключили партнерское соглашение, рассказали “Ъ” в обеих компаниях. По нему с 5 июля ритейлер начнет продажи ККТ нового образца в своих 50 крупнейших магазинах и через интернет. Ассортимент «М.Видео» будет включать несколько комплектов смарт-терминалов, а также технические и программные решения (пакет установки, активация онлайн-касс, оформление обслуживания оператором фискальных данных). В перспективе предложение онлайн-касс может быть расширено за счет других производителей, говорит директор по развитию продуктов, аксессуаров и сервисов «М.Видео» Никита Тихвинский.
В «М.Видео» напоминают, что к 1 июля 2018 года все организации и ИП, которые оказывают услуги населению, должны перейти на онлайн-кассы, оснащенные фискальным накопителем и передающие расширенные данные обо всех трансакциях через оператора фискальных данных напрямую в ФНС. Всего в ближайший год малым и микропредприятиям необходимо будет установить около 2 млн касс нового образца. Как правило, техника такого сегмента не слишком интересна оптовым продавцам, а «М.Видео» может предложить покупателю даже одной кассы тот же уровень комфорта и сервиса, что и клиенту, пришедшему за смартфоном или телевизором, отмечает господин Тихвинский.
Согласно расчетам «М.Видео», через розницу может реализовываться до 15% новой ККТ, что с учетом трат покупателей на обслуживание оператора фискальных данных и ПО позволит ритейлу заработать 9 млрд руб. По оценке главы Российской ассоциации производителей кассовой техники Анатолия Вострикова, рынок кассового оборудования за две волны подключений составит $1 млрд (58,97 млрд руб. по курсу ЦБ на 4 июля) при средней стоимости базовой модели 18–20 тыс. руб., а смарт-терминала от 28 тыс. руб.
Директор по работе с ключевыми клиентами компании «Эвотор» Антон Никеров указывает на то, что сотрудничество с розницей позволит «дойти» до тех предпринимателей, которые вообще никогда не пользовались кассовой техникой. «За счет партнерства с “М.Видео” мы диверсифицируем наш канал продаж и расширяем возможность покупки новых касс, например, за счет вечернего времени, когда магазины еще открыты»,— поясняет господин Никеров. Он не исключает в будущем партнерства и с другими ритейлерами.
Президент другого производителя онлайн-касс «Атол» Алексей Макаров заявил “Ъ”, что компания даже не рассматривала возможность продажи своей продукции через розницу, такой канал распространения ей неинтересен. «Крупным корпоративным заказчикам мы продаем онлайн-кассы напрямую, для остальных предпринимателей мы используем партнерский канал, который традиционно обеспечивает наибольшее число продаж. Сейчас наша партнерская сеть включает более 600 организаций, представленных во всех федеральных округах»,— сказал господин Макаров. По его мнению, большинству пользователей касс удобнее приобрести оборудование там, где предоставляются также услуги по его настройке, подключению, инсталляции ПО и обучению сотрудников.
Один из ближайших конкурентов «М.Видео» «Эльдорадо» (в будущем обе сети объединятся в компанию «Сафмар ритейл») не собирается в ближайшем будущем вводить в свою товарную матрицу онлайн-кассы, заявили “Ъ” в компании. «В настоящее время в сети представлен и так довольно широкий ассортимент товаров разных категорий: не только бытовая техника и электроника, но и товары для дома, автотовары, сантехника, зоотовары и др.— мы видим большие перспективы именно в этом направлении на розничном рынке»,— подчеркнул представитель ритейлера. Кроме того, добавил он, организация продаж онлайн-касс предусматривает наличие целого ряда дополнительных документов.