Доля 10 крупнейших фармритейлеров в I квартале 2009 г. снизилась с 18,87% до 16,97% (в рублевых розничных ценах), падение произошло за счет семи компаний. Об этом говорится в исследовании «Фармэксперта». Например, «36,6» сократила долю с 5,26% до 3,78%, «Имплозия» — с 1,74% до 1,65%, «Столичные аптеки» — с 1,14% до 1,04%. Общая доля топ-20 российских аптечных сетей в I квартале уменьшилась до 24,03% (в январе — марте 2008 г. она составляла 26,13%). Рост из первой десятки показали три сети: «Ригла» (с 2,35% до 2,45%), «Фармакор» (с 1,85% до 1,98%) и «Мособлфармация» (с 1,68% до 1,8%).

«Случилось то, что еще недавно казалось маловероятным», — отмечают авторы исследования. Еще в 2007 г. другая аналитическая компания — DSM Group ожидала, что доля первой десятки аптечных сетей будет непрерывно расти, а к 2010 г. на них будет приходиться 60% фармрынка в денежном выражении. Сейчас аналитики DSM тоже зафиксировали снижение.

Поворотным моментом стал конец 2008 — начало 2009 г., когда крупные сети в качестве одной из антикризисных мер стали закрывать убыточные аптеки, считают аналитики «Фармэксперта». Например, «36,6» в I квартале закрыла 50 аптек, открыла — семь (данные из предварительной отчетности). Гендиректор «Фармакора» Илья Милевич говорит, что сеть закрывает не больше аптек, чем обычно, и с кризисом это не связано. «Ригла» в этом году в рамках плановой ежегодной оценки эффективности готовится закрыть не более 3% аптек, которые не вышли на ожидаемый уровень финансовых показателей, говорит и. о. гендиректора «Риглы» Олег Астафуров.

В кризис небольшие сети, в которых сохранился «определенный уровень децентрализации принятия решений», оказались в более выгодном положении, считают аналитики «Фармэксперта»: аптекам приходится более гибко подходить к ассортименту, работе с поставщиками, ценообразованию. За I квартал единичные аптеки в Москве показали 66%-ный рост продаж like for like при среднем росте рынка в 31%, говорится в исследовании DSM Group.

У крупных сетей есть свои преимущества: прямые договоры с крупнейшими фармдистрибуторами и, следовательно, более низкие закупочные цены, возможность закупать и продавать дорогостоящие препараты, спорит Милевич из «Фармакора».

0 0 vote
Article Rating
История-945х235
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments