В сентябре в Москве ожидается открытие третьего магазина популярной массмаркетной марки Uniqlo. Генеральный директор Uniqlo Европа Берндт Хаупкорн рассказал о планах бренда и о том, что появится в магазинах зимой.
У вашей компании сменился слоган, предполагается производить больше модной одежды, отвечающей сезонным трендам, и несколько уменьшить долю базовых и спортивных вещей…
Берндт Хаупкорн: Хочу сразу заметить, что мы не собираемся совершать тотальный ребрендинг и превращаться в fashion-бренд. Однако Uniqlo действительно увеличивает ассортимент трендовых вещей. Мы развиваем новую концепцию, выраженную слоганом LifeWear ("Одежда для жизни"). Дизайнер инновационных продуктов Uniqlo Наоки Такизава стал дизайн-директором всего бренда. Новая весенне-летняя коллекция, созданная под руководством Наоки-сана, стала более трендовой, стильной и в то же время осталась практичной.
Кроме изменений в дизайне, мы развиваем и маркетинговое направление. На каждом из рынков, где представлена марка, важно определить потребности и запросы местного потребителя и исходя из этого формировать ассортимент. Учет региональных особенностей делает ритейл эффективнее, чем когда одни и те же коллекции предлагались в магазинах бренда по всему миру. Российские мерчандайзеры будут вовлекаться в процесс разработки дизайна новых линий одежды в Токио. В целом могу заключить: Uniqlo не стал более "модным" — теперь он просто лучше учитывает региональные нужды.
Как развивается бизнес Uniqlo в России?
Б.Х.: У нас пока только два магазина в России, но в сентябре мы планируем открыть третий, это будет большим событием для бренда. Но и три магазина для ритейлера, занимающего ныне четвертое место в мире по объему продаж одежды, в такой стране как Россия недостаточно. Их число в будущем будет расти в будущем.
Чем отличаются запросы российских покупателей от запросов азиатских или европейских?
Б.Х.: Во многом они совпадают. Качественные вещи всюду хорошо продаются — ультралегкие пуховики, кашемировые джемперы, джинсы, шорты, белье hit-tech. Хорошо продаются по всему миру вещи из коллабораций, например, серия G.V.G.V. Разница в предпочтениях объясняется прежде всего погодой, климатом разных стран. В России нужно больше теплых вещей, поскольку их носят большую часть года. Зимы у вас холоднее, значит, нужно больше пуховиков, стеганых жилетов. В Азии спрос на теплую одежду ниже. Также разница обусловлена комплекцией и размерами — европейцы и россияне крупнее, выше ростом. Есть разница в цветовой гамме: тон, который идет, скажем, белокожему блондину, не идет китайцу. И еще одно наблюдение: в России очень любят одежду классического стиля, но ярких цветов — женщины на улицах одеты в красные брючные костюмы, скажем. Россиянки не стесняются открывать шею, плечи, а азиатки и многие европейки напротив, стараются элегантно задрапироваться. Японские покупатели предпочитают нейтральные тона. Сколько стран, столько вкусов.
Так что качественный базовый ассортимент — это прекрасно, но если хочешь преуспеть, изучай и принимай во внимание разницу вкусов и особенности каждого рынка.
А бывают у вас промахи в формировании ассортимента для местного рынка?
Б.Х.: Разумеется. Мы не так давно на российском рынке, мы все еще изучаем его, пробуем и ошибаемся. Это естественно. Иногда мы предлагаем вашим покупателям что-то, популярное в Европе, а оно "не идет". Или наоборот — привозим слишком мало, и спрос превышает предложение. В результате что-то не продается полностью, а что-то слишком быстро раскупается. Но уже в следующем сезоне мы стараемся исправить свои просчеты. Скажем, минувшей зимой покупатели жаловались на отсутствие полюбившихся им кашемировых свитеров, и я обещаю, что в наступающем сезоне их будет достаточно, всех цветов и размеров.
Таку Морикава, генеральный директор Uniqlo в России, как-то сказал мне, что именно по причине отсутствия площадки нужного размера в России не представлена популярная, скажем, во Франции детская коллекция вашей марки.
Б.Х.: Мы будем продавать в вашей стране детские вещи Uniqlo, возможно, уже в конце 2013 года. Таку-сан прав, для достойного представления этого продукта нужно пространство. Но мы уже протестировали продажи коллекции для детей в европейских магазинах средней площади, и результаты удовлетворительные.
Год назад Морикава-сан говорил также, что Uniqlo не производит аксессуары и обувь потому, что не нашла надежных партнеров для этого довольно сложного производства. Ситуация не изменилась?
Б.Х.: Мы успешно производим и продаем некоторые категории аксессуаров: ремни, головные уборы, шарфы. Есть инновационные перчатки, в которых можно пользоваться смартфонами. Обуви действительно в ассортименте нет (если не считать домашней обуви), поскольку, как верно было замечено, еще не найден партнер, который будет отвечать нашим высоким запросам в отношении качества. Но вот сумки появятся в продаже в России уже в этом сезоне. Мы хотим выпускать еще более интересные сумки, чем сейчас, и работаем над этим.