На российском рынке может не остаться ни одного крупного независимого производителя пива. Вчера руководство последнего из таковых — МПБК «Очаково» — заявило, что ведет переговоры о размещении на своих мощностях контрактного производства с одной из иностранных компаний. Участники рынка предполагают, что это может быть первым шагом на пути к продаже «Очаково». 

Сейчас, по оценкам «БизнесАналитики», на западные компании приходится более 85% российского рынка пива. «Очаково»— последнее крупное независимое отечественное пивоваренное предприятие. В течение последнего года рынок был полон слухов о возможной продаже компании, подогреваемых активными переговорами «Красного Востока» с Efes и SABMiller, которые закончились тем, что турецкая компания приобрела 92,34% казанской пивоварни за $364 млн. 

Но руководство «Очаково» до сих пор активно опровергало слухи о продаже компании, хотя, по информации «Бизнеса», с предложениями о продаже к менеджменту компании обращались SABMiller и Heineken. 

Вчера гендиректор «Очаково» Владимир Антонов заявил, что компания ведет переговоры о стратегическом партнерстве с западными производителями пива. «Мы не исключаем сотрудничества с другими производителями, в частности, по розливу на предприятиях „Очаково” пивных брэндов иных компаний»,— приводятся слова Антонова в официальном сообщении компании. При этом гендиректор «Очаково» еще раз подчеркнул, что руководство компании не планирует продажу бизнеса. В прессслужбе «Очаково» отказались от дальнейших комментариев. 

Несмотря на то, что руководство «Очаково» говорит, что не планирует продажу предприятия, участники рынка почти уверены в обратном. 

«У „Очаково” не осталось других вариантов, кроме поиска стратегического партнера: доля компании на рынке сокращается (по данным „БизнесАналитики”, с 5,1% за десять месяцев 2004 года до 4,3% за аналогичный период 2005го.— „Бизнес”), при этом ей необходимы инвестиции в продвижение»,— рассуждает аналитик ИК «Финам» Ольга Самарец. Владелец ульяновского пивзавода «Витязь» Николай Морозов называет действия «Очаково» «типичной двухходовкой»: «Сначала партнер будет разливаться на мощностях „Очаково”, а потом приобретет предприятие»,— предполагает Морозов. С ним соглашается вице-президент по маркетингу «Балтики» Андрей Рукавишников. 

По его мнению, контрактное производство позволит «Очаково» повысить рентабельность компании (выручка «Очаково» за девять месяцев 2005 года упала до 5,122 млрд руб., сократившись на 9,8% по сравнению с аналогичным периодом 2004 года; чистая прибыль снизилась в 2,6 раза, до 126,76 млн руб.). По оценке Морозова, сейчас «Очаково» продает пиво в регионах дешевле себестоимости: «Это путь к увеличению доли рынка, который приводит либо к продаже, либо к банкротству». 

Он приводит в пример екатеринбургскую «Патру», которая до продажи Heineken реализовывала 6 млн дал в год, а после— только 1 млн дал. 

Имена потенциальных партнеров в «Очаково» не раскрывают. «Вряд ли это будет действующий игрок российского рынка, им интересно разливать на своих мощностях»,— полагает PR-менеджер Heineken Анна Мелешина. По мнению гендиректора «Ярпива» Адама Тлерухая, это должна быть компания, которая не представлена на российском рынке, скорее всего, не из первой мировой десятки, поскольку мало кто из крупных пивоваров не вел переговоры с «Очаково». «Это может быть Anheuser-Busch»,— предполагает пивовар, пожелавший остаться неназванным. 

Напомним, около двух с половиной лет назад на рынке появились слухи о переговорах этой американской компании с «Очаково». И, по данным источника «Бизнеса» в одной из пивоваренных компаний, в конце января AnheuserBusch вновь интересовалась российским рынком. 

Комментарии Anheuser-Busch вчера получить не удалось. 

«Большинство ведущих мировых пивных брэндов уже представлено в России. „Очаково” вполне может стать базой для второй попытки Anheuser-Busch выйти в Россию, однако вероятен и альянс с каким-то мощным игроком из развивающихся стран, например, с венесуэльской Empresas Polar, мексиканской Grupo Modelo, кем-то из китайских или японских игроков, которые в последнее время активно выходят на внешние рынки»,— предполагает Ольга Самарец. 

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments