Складывающаяся в последние годы сложная ситуация на ранке труда, в частности дефицит сотрудников, рост заработной платы и требований со стороны персонала, вынуждает чешских ритейлеров активно внедрять кассы самообслуживания. Инвестирование розничной сети в одну кассу самообслуживания позволяет экономить ритейлеру на заработной плате трех сотрудников.
Несмотря на то, что кассы самообслуживания используются при совершении каждой третьей покупки, пока они не могут полностью заменить обычных кассиров и являются лишь их дополнением. За каждую смену касса самообслуживания способна заменить одного кассового работника. Использование автоматизированного оборудования является вынужденной мерой розничных сетей из-за дефицита персонала, постоянного роста зарплат и нежелания сотрудников работать в выходные дни.
В одном из магазинов Terno с середины марта 2017 года заработали первые четыре автоматические кассы. Сеть розничных магазинов Penny Market сообщает о проходящем тестировании касс самообслуживания для обеспечения покупателей комфортным процессом совершения покупки. Новые автоматические кассы стали появляться и в гипермаркетах Kaufland. Ритейлер установил self-checkout кассы в 7 магазинах своей розничной сети, а к концу года оборудование появится еще в 8 торговых точках. Ритейлер Globus, который в последние три года активно внедрял в своих гипермаркетах технологию Scan&Go, намерен установить по 4 автоматизированных кассы в каждом из 15 своих магазинов. Единственным ритейлером, который пока не запустил ни одной кассы самообслуживания, остается Lidl.
Кассы самообслуживания работают в Чешской Республике уже почти десять лет. Первые из них появились еще в 2008 году в магазинах розничной сети Tesco, которая по-прежнему остается лидером. На сегодняшний день кассы самообслуживания установлены в большинстве из двухсот магазинов сети Tesco.