Объем онлайн-торговли в России, включая импорт из зарубежных онлайн-магазинов, продолжает расти, но уже медленнее, чем годом ранее, выяснили Ассоциация компаний интернет-торговли и «Почта России». По итогам 2017 года объем рынка превысит 1,1 трлн руб. Регуляторные изменения, такие как эксперимент Федеральной таможенной службы по сбору ИНН с клиентов курьерских компаний, негативного влияния на динамику иметь не будут, уверены участники рынка.
Объем интернет-торговли в РФ по итогам девяти месяцев 2017 года составил 798 млрд руб., подсчитали Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) и «Почта России». К концу года объем рынка превысит 1,1 трлн руб., ожидают они. При этом темп роста замедлился: если в январе—сентябре 2016 года рынок увеличился на 21%, то за три квартала этого года — на 19%. Также снижается скорость роста трансграничного сегмента: его объем вырос на 32% против 35% годом ранее, составив в январе—сентябре 291 млрд руб.
Тем не менее именно трансграничный сегмент во многом обеспечивает рост всего рынка, констатируют в АКИТ. По итогам 2017 года доля трансграничной торговли в обороте интернет-ритейла вырастет с 33% годом ранее до 37%, или 410 млрд руб. За январь—сентябрь 2017 года количество входящих международных отправлений увеличилось на 43%, до 214 млн штук (заказы на внутреннем рынке выросли только на 9%). В АКИТ ожидают, что в 2017 году поступит около 320 млн отправлений с товарными вложениями. При этом доля «Почты России» в сфере доставки товаров, заказанных по интернету, растет, полагает ассоциация: если в 2014 году она составляла 39%, в 2015-м — 51%, в 2016-м — 62%, то за девять месяцев 2017 года доля ФГУПа выросла до 67%.
Распределение покупок по странам происхождения не меняется. Больше всего товаров из-за рубежа россияне покупают в Китае: доля отправлений из этой страны составляет 90%, из ЕС — 4%, из США — 2%. В денежном выражении на товары из Китая приходится 52%, ЕС — 23%, США — 12%. При этом более 64% покупок в зарубежных магазинах не превышают по сумме €22, более 96% не превышают €150. Как ранее сообщал «Коммерсанту», по данным опроса GfK, за последний год средний чек в интернет-магазине вырос до 6,41 тыс. руб.— почти на 1 тыс. руб. за год. Девять из десяти онлайн-покупателей за последний год совершали покупки в отечественных интернет-магазинах, около двух третей — в зарубежных, преимущественно в Китае. Больше всего респондентов заказывали одежду и обувь. В России они также покупают мелкую бытовую технику и косметику, в Китае — смартфоны и товары для детей.
В АКИТ также отмечают, что если на внутреннем рынке доля одежды и обуви составляет 26%, то на зарубежном — 38%. В интернет-магазины потребители из России заходят в основном с ПК. С мобильных устройств их посещают только 47,5% российских клиентов, тогда как в среднем по миру доля мобильного трафика ритейлеров достигает 66,7%, оценивала SimilarWeb.
Сегмент трансграничной интернет-торговли сохранит устойчивость на фоне регуляторных изменений, уверен собеседник «Коммерсанта» в зарубежной интернет-компании. Так, по его мнению, стартовавший на минувшей неделе эксперимент Федеральной таможенной службы, в рамках которого клиенты ряда курьерских служб будут обязаны предоставлять ИНН и ссылки на приобретенные товары, не будет иметь негативного влияния на объем трансграничной интернет-торговли. «Там все устаканится, просто они без предупреждения ввели это, платформы не были готовы. Но со временем все приспособятся»,— уверен собеседник. Как сообщал «Коммерсантъ», эксперимент ФТС вызвал у ряда операторов сложности с оформлением посылок, доставка которых может затянуться.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первым быть в курсе главных новостей ретейла.