Сегодня с президентом компании "О’КЕЙ" Тони Денисом Махером встретится премьер-министр Ильдар Халиков. Речь на встрече пойдет о вхождении сети на территорию Татарстана. Это уже не первая попытка ретейлера выйти на татарстанский рынок — разговоры о приходе "О’КЕЙ" ходят уже 8 лет. Опрошенные "БИЗНЕС Online" эксперты отмечают, что стремление сети к экспансии в Татарстан объясняется активным развитием розницы — темпы роста в республике на 2 — 3% опережают среднероссийские, но вместе с тем высказывают мнение, что сеть опоздала с приходом в Татарстан как минимум на год.
ТОП-МЕНЕДЖМЕНТ "О’КЕЙ" ПОШЕЛ ПО ПУТИ "ПЯТЕРОЧКИ"
Сегодня встреча премьер-министра Ильдара Халикова с президентом компании "О’КЕЙ" Тони Денисом Махером запланирована в кабмине РТ. По всей видимости, топ-менеджер одной из крупнейших ретейловых сетей планирует обсудить с главой правительства вопросы развития бизнеса "О’КЕЙ" в Татарстане.
Тони Махер возглавляет компанию с ноября 2013 года. Как сообщает о нем официальный сайт O’KEY Group S.A., Махер в течение 30 лет работал на руководящих должностях в международных компаниях по производству продуктов питания и безалкогольных напитков.
Известно также, что с апреля 2006 года по май 2011 Тони Махер являлся генеральным директором ОАО "Вимм-Билль-Данн". При нем произошел вывод компании на международный рынок FMCG (Fast Moving Consumer Goods — рынок товаров повседневного спроса). В декабре 2010 года ОАО "Вимм-Билль-Данн" был продан компании PepsiCo за $5,8 миллиарда. После окончания сделки в мае 2011 года Тони Махер покинул пост генерального директора.
Президент компании "О’КЕЙ" в течение 5 лет возглавлял ОАО "Вимм-Билль-Данн" и вывел компанию на международный рынок
Напомним, что в июне этого года с подписания соглашения с властями республики расширять свое присутствие в Татарстане начало и ретейловое подразделение "Альфа-Групп" — компания X5 Retail Group N.V. От имени Татарстана документ подписал также Халиков, от ретейлера — главный исполнительный директор Стефан Дюшарм. "Пятерочка" объявила о планах строительства не менее 70 магазинов различных форматов, нового распределительного центра в Зеленодольском районе и об увеличении персонала в 1,5 раза — с 4 до 6 тыс. человек.
В "О’КЕЙ" пока не готовы заявить какие-то конкретные цифры — об этом говорить еще преждевременно, пояснил "БИЗНЕС Online" пресс-секретарь компании Артем Глущенко. Татарстан и Казань, безусловно, интересуют ретейлера. "Мы рассматриваем все крупные города России вплоть до Иркутска", отметил Глущенко. В интересы компании входят и Казань, и другие города республики, рассматриваются все возможные площадки и проекты.
Сегодняшняя встреча, скорее, ознакомительная, такие визиты обычно делаются перед тем, как принимать решение о вхождении в регион, чтобы познакомиться с условиями, особенностями, наладить контакты, это обычная бизнес-практика, добавил Глущенко. Компания практикует как строительство отдельно стоящих гипермаркетов, так и работает по схеме соинвестирования, либо "садится" якорным арендатором в ТРЦ.
"О’КЕЙ" МОЖЕТ НАЧАТЬ С АВТОГРАДА
О том, что "О’КЕЙ" планирует экспансию в Татарстан, говорится уже давно. Поиском земли компания занимается с 2006 года.
"В настоящий момент "Доринда" (управляющая компания ретейлера — прим. авт.) занимается в Казани подбором земельного участка под строительство гипермаркета, — писала тогда газета "Где деньги" со ссылкой на коммерческого директора "Доринды" Вадима Серова. — Ее интересует площадь от 2 гектаров и выше в одном из спальных либо прилегающих к центру районов города. По его словам, после оформления договора о приобретении земли строительство гипермаркета может занять около года. Более подробной информации Вадим Серов не предоставил, сказав, что "пока нет в собственности земельного участка, каких-либо определенных планов у оператора по торговым площадям гипермаркета и другим его параметрам нет".
Впрочем, войти в Татарстан сеть может и через автоград. О размещении продуктового гипермаркета на площадях ТРЦ Grand портал chelny-biz.ru сообщил в марте этого года. Сообщалось, что ведутся переговоры о размещении продуктового гипермаркета федеральной сети "О’КЕЙ" на площадях ТРЦ Grand voyage. Строительство объекта на 100 тыс. кв. м, в которое будет вложено более 2 млрд. рублей, должно начаться весной следующего года. Сейчас ведется проектирование ТРЦ в поселке ЗЯБ (микрорайон 17 А). Параллельно идут переговоры с возможными арендаторами. "Среди них крупные федеральные сети: продуктовый гипермаркет "О’КЕЙ", магазин электроники и бытовой техники "М.Видео" (более 300 точек), а также гипермаркет "Детский мир" (более 200 точек)", — перечислила руководитель отдела аренды ГК "Вестер" Ольга Савельева.
Развлекательная часть центра будет представлена многозальным кинотеатром, развлекательным центром, фудкортом, кафе и ресторанами. В торговую галерею арендодатели планируют привлечь более 120 магазинов одежды, обуви и сопутствующих товаров. В проекте предусмотрена парковка на 1550 машино-мест. Grand voyage планируется открыть в первом квартале 2016 года.
ПИТЕРСКАЯ СЕТЬ С ОФШОРНЫМИ КОРНЯМИ
Группа "О’КЕЙ" основана в Санкт-Петербурге в 2001 году, первый гипермаркет в Северной столице открылся в 2002 году, сообщается на официальном сайте компании. В 2003 — 2006 годах торговые площади выросли с 6 до 87 тыс. кв. метров.
Региональная экспансия началась в 2008 году с приходом международной команды менеджеров. Открывается 6 магазинов в 3 федеральных округах. Общее число магазинов сети выросло до 37, площадь — до 190 тыс. кв. метров. Сеть "О’КЕЙ" вошла в десятку крупнейших розничных сетей России по размеру выручки.
К 2011 году "О’КЕЙ" входит в Топ-3 национальных продуктовых ретейлеров по выручке и проводит IPO на Лондонской фондовой бирже.
Сейчас сеть насчитывает 96 магазинов, общая площадь — 501 тыс. кв. м в 23 городах России. Численность персонала — 23 тыс. человек. Основной формат — гипермаркет "О’КЕЙ", средняя торговая площадь — 7,5 тыс. кв. метров. Дополняющий — супермаркет "О’КЕЙ-Экспресс", средняя площадь 1,3 тыс. кв. метров. Принцип организации: обширный ассортимент товаров и услуг, своя пекарня, парковка, детская игровая площадка.
Управляющей компанией сети является ЗАО "Доринда". Руководитель Лонге Патрик Эдмонд Дезире. Уставный капитал — 55 тыс. рублей. Учредители: АО "Доринда Холдинг" (Люксембург) — 99%, "Аксус Файнэншиал Лтд" (Виргинские острова, Британские) — 1%. Выручка за 2012 год — 5,54 млрд. рублей. Чистая прибыль за 2012 год — 1,53 млрд. рублей.
"ТАТАРСТАН ЕЩЕ "ПЕРЕВАРИТ" "О’КЕЙ", НО…"
Способности Казани и республики к перевариванию крупноформатных ретейлеров по просьбе "БИЗНЕС Online" оценили эксперты и участники рынка.
Леонид Рахимов — эксперт по ретейлу:
— Приход компании усилит конкуренцию — все это только на пользу людям. Разумеется, это осложнит жизнь ретейлерам.
Казань вполне способна переварить крупноформатный "гипер". В центре, конечно, вряд ли, но площадки есть по Южной трассе, на выезде из города, на Горьковском шоссе, по Мамадышскому, Оренбургскому тракту.
Если сеть приходит в Татарстан, то она приходит не только в Казань — и они будут ставить свои магазины везде, где живет хотя бы 100 тысяч человек. Это обычная практика ретейла.
Дмитрий Раннев — генеральный директор финансовой компании GKFX:
— На сегодняшний день на рынке продуктового ретейла уже присутствует большинство крупнейших федеральных игроков, в том числе "Магнит" и X5 Retail Group, уже довольно прочно в крупнейших городах обосновались французский "Ашан", голландский Spar и германский Metro Cash&Carry, довольно хорошие темпы развития демонстрируют и местные ретейлеры, прежде всего "Эссен", который уже успел стать одним из крупнейших игроков в республике и активно продвигается в соседних регионах.
Проще говоря, рынок продуктового ретейла является одним из самых конкурентных в России, тем не менее до насыщения ему еще далеко: активное развитие началось относительно недавно, и пик еще не достигнут.
Но уже сейчас можно сказать, что розница в РТ развивается активнее, чем в среднем по стране, опережая общий уровень на 2 — 3 процента. Естественно стоит особо отметить привлекательность Казани, крупнейшего и богатейшего города региона: здесь по итогам прошлого года оборот розничной торговли вырос на 3,5 процента, достигнув 410 миллиардов рублей. В этом году в связи с общим по стране снижением темпов роста доходов населения и роста экономики оборот розницы не покажет столь впечатляющих результатов, но все равно прибавит порядка 2 — 2,5 процентов.
Проще говоря, стремление "О’КЕЙ" открыть для себя такой рынок вполне логично и объяснимо. Что касается способности Казани "переварить" новые продуктовые гипермаркеты (а именно этот формат наиболее активно использует сеть), то никаких проблем с "пищеварением" на данном этапе развития рынка продуктового ретейла в городе, да и в республике в целом не наблюдается. Если говорить о конкуренции между "О’КЕЙ" и "Пятерочкой", то стоит отметить, что эти сети работают в разных ценовых сегментах и форматах: последние предлагают услуги в формате "возле дома", открывая относительно небольшие магазины самообслуживания с низкими ценами, в то время как "О’КЕЙ" специализируется на крупных магазинах и продуктовых гипермаркетах, рассчитанных на более высокий средний чек.
То, что руководство компании решило начать работу в республике со встречи с ее главой, на самом деле не выходит за рамки мировой практики: инвесторы проводят встречи с региональными властями для обсуждения условий, выгодных двум сторонам.
Анна Бодрова — старший аналитик "Альпари":
— Рынок ретейла Татарстана смотрится достаточно плотным: здесь уже присутствуют как местные сети, работающие в формате "магазин у дома", так и глобальные федеральные игроки. Не так давно компания X5 сообщила о том, что будет работать в Татарстане самостоятельно, без франчайзинга. Активно развивается в республике "Пятерочка".
В этом свете намерения "О’КЕЙ", наверное, чуть опоздали — идеальным временем для вхождения в регион была бы осень 2013 года. Впрочем, у нее есть конкурентные преимущества — цены и широкая линейка брендов, которых нет в других сетях, а также отработанная на российских регионах стратегия мягкого входа в рынок.
Встречаясь с руководством Татарстана, "О’КЕЙ" может предложить сегмент для продвижения товаров местного производства (соки, продукты питания и товары первой необходимости) в обмен на поддержку сети.
Роман Гринченко — младший аналитик "Инвесткафе":
— На мой взгляд, Республика Татарстан и в частности ее столица является благоприятным регионом для развития ретейлеров. Это объясняется тем, что значительная доля рынка еще не занята сетями, что позволяет компаниям сектора рассчитывать на улучшения финансовых результатов благодаря вхождению в регион.
В частности, доля сетевых игроков на розничном рынке Республики Татарстан составляет порядка 19 процентов, что ниже, чем в среднем по России (22 процента). Этот факт означает, что есть значительный потенциал для роста таких крупных сетей, как "О’КЕЙ". Несмотря на то, что конкурентная борьба за рынок повседневных товаров возрастает, решение по вхождению на него сети "О’КЕЙ" я считаю верным. Это обусловлено тем, что в связи с ненасыщенностью рынка сеть способна занять свою нишу, что повысит оборот компании в целом.
Дополнительным поводом для оптимизма является то, что оборот розничной торговли в республике растет более высокими темпами, чем в среднем по России. По данным Росстата за первый квартал 2014 года, оборот розничной торговли в данном регионе вырос на 6,4 процента г/г, когда в целом по РФ рост составил лишь 3,5 процента г/г. Это позволяет рассчитывать на то, что растущая конкуренция не окажет существенного негативного эффекта на результаты деятельности компании в РТ. При этом, опираясь на операционные результаты публичных компаний за 2013 год, можно отметить, что магазины сети "О’КЕЙ" являются наиболее привлекательными среди них. Об этом свидетельствует рост LFL трафика на 0,5 процента г/г, в то время как у остальных игроков наблюдался отток в диапазоне от 1 — 3 процентов г/г.
Отдельно стоит сказать, что позитивным сигналом является то, что сеть начинает со встречи с правительством региона. Это обусловлено тем, что сотрудничество с местными властями позволяет рассчитывать на лояльность к сети. Хорошие взаимоотношения, в свою очередь, могут снизить административные расходы и политические риски, а также повышает шансы на нахождение выгодных мест для размещения магазинов своей сети.
Максим Клягин — аналитик УК "Финам Менеджмент":
— Рыночная среда в торговой индустрии региона уже, безусловно, довольно конкурентная. В том числе показатель обеспеченности торговыми площадями формируется на одном из наиболее высоких уровней среди субъектов РФ. По разным экспертным измерениям, в среднем по РТ он превышает 1000 квадратных метров на 1000 жителей, а в крупных городах заметно превышает эти уровни. Тем не менее полагаю, на локальном рынке достаточно пространства для эффективных игроков.
Безусловно, компания заинтересована в экспансии в один из самых динамично развивающихся регионов с высокими показателями доходов населения и значительным потенциалом дальнейшего экономического роста. Полагаю, дальнейшее развитие компании в регионе будет, безусловно, взаимовыгодным процессом, обеспечивающим расширение розничной сети и логистической инфраструктуры, рост обеспеченности населения торговыми площадями, создание новых вакансий на рынке труда и формирующим дополнительные стимулы роста для локальной экономики в целом. По итогам года "О’КЕЙ" входит в пятерку крупнейших российских ретейлеров. Компания публичная, все финансовые и операционные результаты регулярно раскрываются в отчетности в соответствии со стандартами МСФО.
Переговоры с руководством республики, скорее всего, будут носить консультационный характер. В подобных случаях бизнес, как правило, ожидает от региональных властей поддержки в создании благоприятной инвестиционной и институциональной среды. Республика, в свою очередь, заинтересована в привлечении крупного инвестора, одного из лидеров российского рынка розничной торговли.