Розничные сети и поставщики продуктов питания намерены заключить соглашение о взаимодействии и разработать кодекс «добросовестных практик». По словам главы Минсельхоза Елены Скрынник, 16 апреля в рамках Недели Бизнеса Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) и представители РСПП при участии Россельхозбанка заключат соглашение, участники которого обязуются совместно разработать «Кодекс добросовестных практик торговых сетей при взаимоотношениях с поставщиками продуктов питания».
Председатель комиссии РСПП по агропромышленному комплексу Иван Оболенцев, рассказал, что в документе будут определены два списка продуктов. Первый будет состоять из 20 наименований товаров и содержать социально значимые продукты. Его перечень еще не определен окончательно, но предположительно в него войдут кефир, нежирное молоко, хлеб, охлажденное мясо, сахар, масло. Отсрочка по платежам по этим товарам должна будет составлять не более 14 дней, при этом бонусы сетей за продажу этих товаров предполагается отменить.
Во второй список, состоящий из 200 наименований, должны войти продукты перерабатывающей промышленности. Он предусматривает отсрочку по платежам не менее 30 дней, торговые сети также не будут требовать бонуса за реализацию этих продуктов. В этот список попадут и импортные товары. «В кодексе будет закреплен приоритет отечественной продукции, но, к сожалению, существует очень много импортных товаров, без которых нельзя обойтись, но аналогов которым нет на отечественном рынке. К примеру, это овощи и фрукты», – пояснил г-н Оболенцев.
Ни в один из списков не планируется включать алкогольную и табачную продукцию, премиальные кондитерские изделия, деликатесные морепродукты. Вопрос о том, вносить ли пиво в один из списков, пока остается открытым.
Наиль Миннугарайев, директор по развитию розничной сети "Евророс"
Идея формирования прозрачных и выгодных для всех сторон правил взаимодействия ритейла и поставщиков не нова. К сожалению, слишком много различий в подходах и мотивациях сторон. Вероятность договориться в условиях кризиса возрастает — поставщикам необходимы разумные условия поставки, а ритейлу — снижение цен для привлечения потенциальных покупателей, все больше обращающих внимание на отечественные продукты. Тем более, что список товаров ограничен, а условия поставки вполне приемлемы. Более того, данное соглашение по этим правилам возможно снижают привлекательность условий поставки в большие федеральные сети (длинный товарный кредит, бонусная программа) и, зачастую, смогут их улучшить для большинства малых и региональных сетей. При этом, отечественные производители сумеют расширить собственный рынок сбыта, а розничные сети сформировать социально ориентированное кризисное предложение, при этом, поддерживая отечественных производителей. Тем более. что многие ритейлеры заинтересованы в активной маркетинговой поддержке собственных продаж и привлечении покупателей. Однако, если себестоимость производства, а следовательно, и цена поставки предложенных товаров будет выпадать из соотношения цена-качества аналогов по рынку, то соглашение может быть прервано одной из сторон.
Наверняка, самым сложным вопросом станет не само согласование условий поставки, а непосредственное формирование списка продуктов. Весьма вероятно, что мнения сторон по поводу целесообразности включения того или иного товара от отдельных производителей могут отличаться. И еще один нюанс: потребуются изменения в обработке товара в сетях при получении от одного поставщика товаров, частично входящих в список, имеющих разные условия присутствия в сети и оплаты. С позиции ритейла наверняка последует требование по обязательной поставке на согласованных условиях во все собственные магазины по фиксированным на длительный период ценам при соблюдении стандартов качества товаров.
Включение табачной, алкогольной и слабоалкогольной продукции в обозначенные списки маловероятно, так как их продвижение не приоритетно для государства и, как правило, высокорентабельно для обеих сторон.
Скорее всего в первый список войдут товары, попадающие в число базовых в потребительской корзине покупателей, как правило изначально имеющих незначительную наценку и позиционируемые на малообеспечиваемую прослойку населения. Нельзя исключить крайне незначительный рост цен на товары, не вошедшие в список в качестве незначительной компенсации участникам рынка за участие в программе. Однако, после значительного скачка цен по результатам девальвации рубля, вряд ли кто-то решится на значительные переоценки. Впрочем, аналогично, и на товары из списка значительного снижения цен ожидать не приходится.
Дмитрий Потапенко, Управляющий партнёр ГК "Management Development Group Inc." Prague-Moscow
Любой документ декларативного характера — это PR. Учитывая массированную антирекламу любого бизнеса, данный кодекс основной целью ставит прорекламировать тезис, что бизнес вменяем и знает как взаимодействовать друг с другом и без "приезда врачей следственного комитета".
К сожалению, бизнесу приходится отбиваться от наездов людей власти, вместо того чтобы развиваться. И самое печальное — российского товара как не было так и не станет, потому как его нет в природе. Картошку мы вынуждены закупать в Беларуси — она там дешевле, огурчики в Китае они там дешевле, и главное — это все качественнее, ответственнее с поставками и в срок.
Постоянные PR-атаки, что в Германии молоко у фермера закупается по 1 евро, а у нас по 6 рублей, к чему могут привести? И это с экранов центрального ТВ.
Давайте закупим молоко у нашего фермера по 1 евро, сколько же оно переработанное, довезенное пару-тройку раз, пакетированное и только после этого поставленное на полку будет стоить?
Не снизив основные издержки бизнеса: налоги, кредиты, стоимость ГСМ, стоимость энергии, воды, и пр. мощностей,и естественно, не убрав чиновников, "разрешающих и направляющих" из бизнеса, его Величество Производство не наладить. И все это обязанность людей власти — они нанятые народом менеджеры.
А искать врагов и стравливать предпринимателей в товаропроизводящей цепочке — это признание полного отсутствия Идей по выводу страны из кризиса.