Продавцы электроники атакуют традиционных продавцов кофе, увеличивая с каждым годом продажи на 30-50%. FMCG ретейлеры пока не боятся "Юлмарта" и "Эльдорадо", хотя те активно переманивают кофеманов низкими ценами.
Большинство компаний сегмента бытовой техники и электроники (БТиЭ) рассматривают кофе как сопутствующий товар, продаваемый вместе с кофеварками и кофемашинами. Но, в то же время, фиксируют растущий интерес покупателей к этой категории.
Потребление кофе в России, зернового или растворимого остается стабильным – его пьют 56–58% жителей страны. В мегаполисах кофе пьют 63% жителей, подсчитали эксперты Synovate Comcon. Общий объем рынка оценивается в 120-130 тыс. тонн в год или примерно 150 млрд руб. При этом, лишь половина рынка сейчас приходится на растворимый кофе – доля зернового и молотового кофе (включая капсюльный) стремительно растет. Кофеварки и кофемашины есть у четверти любителей кофе (данные Synovate Comcon), а, значит, магазины электроники сейчас борются за рынок в 18-20 млрд руб. в год. Причем, продавая кофейную технику, они постоянно расширяют емкость своего рынка за счет тех, кто раньше пил растворимый кофе или варил молотый.
Зачастую продавцы электроники могут позволить себе продавать кофе дешевле, чем у традиционных продавцов бакалеи, зарабатывая на кофемашинах. Надо отметить, что в противовес этой модели специализированные продавцы кофе, наоборот, могут чуть ли не бесплатно раздавать кофемашины (например, в аренду), зарабатывая на кофе и капсулах.
Зерновой и капсульный кофе представлен в интернет-магазинах "Юлмарт", "М.Видео", "Эльдорадо" и многих других продавцов кухонной техники. Большинство ретейлеров рассматривают эту категорию как сопутствующие товары. Так, "М.Видео" фиксирует интерес со стороны покупателей в большей степени к кофе в капсулах, как к развивающейся категории на рынке, рост продаж кофе (зерна, капсулы) в 2015 г. год к году составил примерно 30%.
"Эльдорадо" отмечает аналогичный взрывной рост этой категории: продажи кофе в первом полугодии 2015 г. в сети выросли в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Продажи товаров категории "кофе" стартовали на Ulmart.ru еще в начале 2014 г. Ретейлер предлагает 200 наименований молотого и зернового кофе, а также капсулы для кофе-машин. Таким широким ассортиментом может похвастаться очень редкий FMCG-магазин. И в этом тоже конкурентное преимущество торговцев электроникой, активно развивающих интернет-продажи. "Мы отмечаем стабильный спрос на кофе, особенно со стороны наших корпоративных клиентов. "Юлмарт" работает над расширением ассортимента в этой категории, ориентируясь на перспективные предложения потенциальных партнеров", — рассказали Retailer.RU в пресс-службе компании.
Похвастаться значительной долей рынка игроки пока не могут. Эксперты не берутся судить точно, но все оценки сводятся к единицам процентов. Традиционные участники рынка не видят большого влияния БТиЭ-ретейлеров на рынок. Продажи кофе в этих магазинах рассчитаны на узкую аудиторию, и не "отберут" покупателей у традиционной розницы. Так, представитель X5 Retail Group, оценивая возможную конкуренцию, рассказал, что объемы продаж кофе и чая в магазинах продовольственного ритейла и интернет-магазинах БТиЭ несопоставимы.
По оценке генерального директора ассоциации "РОСЧАЙКОФЕ" Рамаза Чантурия, БТиЭ магазины не займут существенную долю рынка, так как продают кофе скорее как дополнение к технике: "Я уверен, что компании не сильно зарабатывают на этой категории, но они определенно увеличивают потребление кофе. Покупатели все равно будут ходить за кофе в продовольственные, либо в специализированные магазины. Купив первый раз кофе вместе с кофемашиной, потом покупатель пойдет уже в продовольственный магазин, регулярное потребление интернет-магазины обеспечивать не будут".
Андрей Холопов, экс-директор по развитию фабрики "Чайное подворье", считает что покупатели, предпочитающие приобретать кофе в традиционной рознице, не пойдут в магазины электроники: "Эти компании развивают рынок, вносят в него свой вклад, но больших изменений на нем не произведут".
Владелец интернет-магазина coffeelb.ru Иван Пчелов также не видит в расширивших ассортимент торговых сетях конкурентов: "Кофе все-таки не является основным и приоритетным направлением для магазинов электроники и бытовой техники, оттока покупателей мы не чувствуем, эти компании не ассоциируются у покупателей с продажей кофе".
Тем временем, Retailer.RU изучил цены на кофе в капсулах (главный товар для БТиЭ-торговцев) в различных магазинах. У нас получилось, что магазины электроники могут похвастаться перед традиционными продавцами – как FMCG, так и специализированными бакалейщиками – одним из главных конкурентных преимуществ, то есть ценой. Особо показательно, что в обоих случаях ближайшим конкурентом "Карусели" оказывается даже не продавцы электроники, а поставщик кацелярии в офисы "Комус".