Текущие рыночные условия заставляют продуктовые сети искать новые способы борьбы за клиента. И если масс-маркет сейчас идет по пути импортозамещения, зачастую в ущерб привычному качеству, то магазины, нацеленные на верхний ценовой сегмент, пока не готовы снижать планку и пытаются удержать маржу за счет уникальности и разнообразия ассортимента. Так, в одной из крупнейших петербургских продуктовых сетей этого класса "Лэнд" РБК рассказали, что расширяют географию прямых поставок продуктов из Европы и продолжают развивать собственное производство.
Естественный отбор
По словам управляющего партнера "Университета продаж" Виталия Новикова, клиенты магазинов среднего и высокого ценового сегмента пока не готовы отказывать от привычного качества товаров и услуг, даже если им приходится переплачивать за подобные привычки.
Эксперт уточняет, что ритейлеры, работающие в верхнем сегменте, еще имеют ресурсы жестко держать цены, отказываясь от распродаж, предпочитая формировать уникальный и разнообразный ассортимент. При этом таким магазинам проще достичь высокого качества продукции путем создания собственных производственных мощностей и логистических цепочек, считает аналитик "Инвесткафе" Роман Гринченко. Он добавляет, что если масс-маркет, пытаясь сэкономить, активно ищет более низкие цены среди российских производителей, иногда в ущерб качеству, то посетители продуктовых сетей среднего и высокого ценового сегмента привыкли баловать себя, поэтому магазины для такой аудитории пока вынуждены держать марку и привлекать иностранных партнеров.
Так, в компании "Лэнд", одной из крупнейших продуктовых сетей этого класса, рассказали, что в текущем году компания расширила ассортимент зарубежных товаров – помимо продуктов из Италии, Испании и Финляндии на полках супермаркетов появились новинки из Великобритании. Кроме того, недавно в магазинах сети стали выпекать итальянский хлеб: компания организовала закупки готового теста в Италии.
Лишняя ответственность
Среди преимуществ прямого взаимодействия с поставщиками крупные ритейлеры называют возможность получить исчерпывающую информацию о товаре и быстрое решение возникающих вопросов, а также более низкую цену для покупателя. Однако гендиректор аналитического агентства INFOline Иван Федяков уточняет, что от полного перехода на импорт сетевиков удерживают более жесткие условия работы с иностранными поставщиками. "Что бы ни было написано в законе о торговле, если товар плохо продается, российскому поставщику его всегда можно вернуть. Сеть не несет никакой ответственности за свои ошибки. В случае прямого импорта эту ответственность приходится на себя брать", — пояснил он. Кроме того, зарубежный поставщик не согласится на такую отсрочку платежа, на которую идут российские производители, поэтому сетям приходится замораживать собственные средства для покупки импортных товаров.
"Лэнд", в свою очередь, поясняет, что старается развивать работу не только в направлении импорта, но и ищет новых отечественных поставщиков. "Из новых контактов — краснодарские фермерские продукты из Армавира нового урожая, — рассказали в компании. — В ассортименте – натуральные овощи, а также мясо фермерского производства".