Четвертый антимонопольный пакет, который с редким единодушием последние три года критиковали бизнес и ведомства, не будет внесен в Госдуму до весны 2014 года — такое решение принял первый вице-премьер Игорь Шувалов. Федеральной антимонопольной службе (ФАС) придется оформлять свои радикальные инициативы в отдельный законопроект, а значит, заново проходить процедуры согласования в правительстве.

В пятницу Игорь Шувалов провел совещание по поводу внесения в Госдуму поправок к закону о защите конкуренции — четвертого антимонопольного пакета, которого ФАС добивается последние три года. С начала октября, когда пакет с четвертой попытки был в целом одобрен на согласительном совещании в правительстве, бизнес-ассоциации забрасывали Белый дом просьбами приостановить его принятие. Игорь Шувалов к мнению бизнеса прислушался: как рассказали "Ъ" несколько участников совещания, поправки решено вносить в Госдуму весной — и отдельным законопроектом. По словам одного из собеседников "Ъ", на совещании глава ФАС Игорь Артемьев остался в одиночестве — против внесения пакета в нынешнем виде высказались все присутствовавшие, кроме промолчавшего представителя Минфина (ранее также направил отрицательное заключение). "Когда перенесли на весну, все бросились друг друга поздравлять",— говорит другой участник совещания. В аппарате господина Шувалова ситуацию комментировать не стали.

"В четвертом антимонопольном пакете были и позитивные вещи, но негатива в нем было столько, что все предпочли отказаться полностью от поправок, лишь бы они не прошли",— заявил гендиректор НАИЗ Сергей Габестро, представлявший на совещании также "Деловую Россию". По его мнению, в случае принятия поправок "ФАС превращается в оператора товарных потоков в стране: они получают возможность в ручном режиме регулировать, кому сколько производить, как покупать и продавать". Напомним, в четвертом антимонопольном пакете помимо идеи обязать "доминантов" создавать и публиковать торговые практики, ужесточения контроля над сделками внутри групп компаний и распространения обязанности соблюдать правила недискриминационного доступа не только на госмонополии ФАС предлагает наделить себя правом согласовывать создание любого государственного и муниципального унитарного предприятия, а также правом вето на создание совместных предприятий с активами более 7 млрд руб.

Четвертый антимонопольный пакет был подготовлен как поправки к законопроекту об отмене уведомлений, уже принятому Госдумой в первом чтении, и поэтому сразу попадал на решающее второе чтение. Решение Игоря Шувалова просто позволит соблюсти процедуру внесения, заявил "Ъ" начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский. Он отметил, что предложенные поправки затрагивают более широкий круг вопросов, чем законопроект, принятый в первом чтении, поэтому они будут выделены в отдельный документ. "Мы его дополнительно обсудим, проработаем какие-то, возможно, компромиссные варианты, сохранив концепцию, и в установленном порядке внесем",— добавил господин Пузыревский.

Перенос внесения поправок на весну выглядит технической отсрочкой, но она может иметь стратегическое значение — поскольку ФАС, по данным "Ъ", придется заново проходить с четвертым антимонопольным пакетом все процедуры согласования в правительстве. "Думаю, ФАС понимает, что в этом виде они этот пакет не проведут, поэтому им придется сдавать некоторые позиции",— рассчитывает Сергей Габестро. Ранее представители бизнеса требовали учесть в поправках июльские поручения Дмитрия Медведева по либерализации антимонопольного законодательства, пункты "дорожной карты" по конкуренции, а также рекомендации ОЭСР. "Вероятно, компромиссом могло бы стать включение в четвертый пакет предложений "Деловой России", исключающих преследование малых и средних предпринимателей со стороны ФАС",— полагает член экспертного совета при правительстве Вадим Новиков. Он напоминает, что курируемый ФАС реестр монополистов на 65% состоит из компаний малого и среднего бизнеса.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments