Владельцу одной из крупнейших макаронных фабрик “Алтан” Валерию Покорняку становится тесно в бакалейном бизнесе. Как стало известно “Ведомостям”, предприниматель приобрел в декабре лицензию на открытие универсамов “Пятерочки” на Алтае и в течение трех лет собирается вложить в продуктовую сеть около $100 млн.
О том, что структура, аффилированная с макаронным холдингом “Алтан”, приобрела франшизу “Пятерочки” для открытия универсамов под этой вывеской в Барнауле и других городах Алтайского края и Республики Алтай, “Ведомостям” рассказал Валерий Покорняк, контролирующий “Алтан”. Главный исполнительный директор “Пятерочки” Олег Высоцкий сообщил, что франчайзи “Пятерочки” в Барнауле стала компания ООО “Регион”, владельцев которой он отказался назвать. Но о сотрудничестве “Пятерочки” с “Алтаном” знает источник, близкий к другой барнаульской сети — “Марии РА”.
По словам Покорняка, лицензия стоила ему около $1 млн, еще порядка $100 млн может быть вложено в течение трех-четырех лет в открытие 100 магазинов в крае. Про источники инвестиций он предпочел не рассказывать. В “Пятерочке” ждут меньшего размаха — сотрудник отдела концессии сети уточнил, что соглашение, подписанное в декабре, предусматривает запуск “не менее 30 магазинов”. Такая сеть [30-35 универсамов] должна быть построена к концу 2007 г., говорит Высоцкий, а в этом году “Регион” откроет примерно 10-15 магазинов.
Покорняку уже давно тесно в макаронном бизнесе — в Барнауле предприниматель открыл ресторанный комплекс с ночным клубом и в начале этого года — трехзвездочную гостиницу на 51 номер. Но проект с “Пятерочкой” для него первый опыт в розничной торговле, утверждает Покорняк. Сейчас “Регион” подыскивает помещения в Барнауле и Горно-Алтайске площадью от 400 до 2000 кв. м. “Предполагается как арендовать помещения, так и строить магазины с нуля”, — уточнил бакалейщик.
Гендиректор новосибирской сети “Холидей Классик”, открывшей на Алтае четыре магазина, Алексей Захаров считает, что алтайский рынок достаточно свободен, чтобы выдержать появление нового игрока. “Прежде всего они будут конкурировать с крупнейшим алтайским ритейлором — сетью “Мария РА”, — предполагает Захаров. — Магазины этих сетей имеют схожий формат, и я не сомневаюсь, что “Пятерочка” сможет создать клиентскую группу, перетянув покупателей “Марии РА”. Но бывший сотрудник “Пятерочки”, до октября прошлого года консультировавший “Марию РА”, считает, что франчайзинговым универсамам будет не просто конкурировать с местными игроками по закупочным ценам. “У «Марии РА» лучшие цены закупки в Сибири, — рассуждает он. — Например, новосибирский франчайзи «Пятерочки» вынужден устанавливать минимальную наценку, чтобы не потерять покупателей. По однородному товару у «Марии РА» может быть наценка 35%, а у «Пятерочки» — только 20%”.
Барнаульская компания “Мария РА” основана в 1993 г. предпринимателем Александром Ракшиным, сейчас ей принадлежит 51 магазина формата “у дома” площадью 500-1200 кв. м, годовой оборот которых превышает $120 млн. Сам Ракшин ждет “значительного ужесточения” сетевой конкуренции в Барнауле после прихода “Пятерочки”.
Справка:
Барнаульское ЗАО “НПФ “Алтан” выпускает макароны из твердых сортов пшеницы под маркой Granmulino. “Алтану” принадлежат Поспелихинский комбинат хлебопродуктов, Поспелихинская макаронная фабрика, торговый дом “Алтан”, а также ресторанный комплекс Granmulino (ресторан, кофейня, суши-бар, ночной клуб). Владельцем 19,8% акций ЗАО является греческий венчурный фонд Commersial Capital, остальные акции распределены среди членов семьи генерального директора “Алтана” Валерия Покорняка. По собственным данным, выручка холдинга за 2004 г. составила свыше $10 млн. Сеть “Пятерочка” на начало 2006 г. включала 751 магазин, в том числе 404 – франчайзинговых. Голландскую Pyaterochka Holding, которой принадлежат основные компании сети, контролируют Андрей Рогачев (35,29%) и Александр Гирда (29,59%). В мае – июне 2005 г. Pyaterochka продала чуть больше 32% акций на Лондонской фондовой бирже (LSE). Чистая выручка в 2005 г. – $1,359 млн, капитализация на 3 апреля – около $2,7 млрд.