Предновогодняя торговля обнадежила ритейлеров — люди не готовятся к новому финансовому кризису и охотно тратят деньги, рассказали представители опрошенных "Ъ" розничных сетей. И продукты, и одежда, и техника успешно раскупались, хотя распродажи в 2011 году начались раньше обычного.

В магазине подарков "Красный куб", расположенном в московском торговом центре "Метрополис", корреспондент "Ъ" увидел обращение к продавцам: "Наш план на декабрь — 8 000 000". Владелец сети Станислав Скачков не назвал обычную месячную выручку магазина. Но, когда сеть раскрывала свои показатели в декабре 2008 года, она указывала, что ее годовая выручка составит около $140 млн (примерно 4,2 млрд руб.) при 265 магазинах (в том числе 85 работают по франчайзингу), то есть средние продажи одного магазина в год могли составлять минимум 16 млн руб. Насколько в действительности "Красный куб" зависит от предновогоднего месяца, господин Скачков не стал уточнять. "Чувствуется, что ситуация после кризиса стабилизировалась. В столицах это произошло быстрее",— отметил он, комментируя предпраздничные продажи.

На декабрьские продажи всегда возлагаются особые надежды. Выручка в декабре — это примерно 10,5-13% годового оборота продуктового ритейлера, отмечает гендиректор компании "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров (остальные месяцы дают в среднем 8%). Основатель и совладелец сети "Магнит" Сергей Галицкий сообщил, что в декабре по отношению к ноябрю продажи в его магазинах "у дома" выросли на 20-25%, а в гипермаркетах — даже на 50-60%. Но он считает, что "ничего сверхъестественного в предновогодних продажах не было", показатели роста в целом соответствуют 2010 году. Компания Х5 Retail Group (магазины "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель" и др.) часть своих дискаунтеров и супермаркетов перед Новым годом перевела на круглосуточный режим работы. По данным пресс-службы Х5, продажи последней недели декабря были на 60% выше, чем в первую неделю месяца, так же было и годом ранее. В "Азбуке вкуса" декабрьская выручка оказалась на 35-40% выше уровня декабря 2010 года и на 45% больше, чем в ноябре 2011-го.

"Наши предновогодние продажи показывают, что люди не готовятся к новому кризису",— говорит и. о. директора по продажам компании "Модный континент" (одежные магазины Incity) Анастасия Костенко. Женщины так активно раскупали новогодние платья, что товара не хватило, рассказала она. По словам руководителя департамента по связям с общественностью Mercury, крупнейшего в стране продавца предметов роскоши, Елены Окутиной, люди тратили деньги достаточно легко: "Были клиенты, которые заходили за несколькими елочными игрушками, а в результате совершали покупки более чем на 1 млн руб.".

В этом году российские одежные сети следуют за европейскими ритейлерами, которые традиционно распродают товар после католического Рождества, отмечает директор департамента аналитики по рынкам России и странам СНГ Esper Group Дарья Ядерная. "Такие сети, как H&M, Zara, начинают распродажи во всех странах одновременно — обычно 26 декабря",— поясняет она. В минувшем декабре распродажи начались удивительно рано: по ее наблюдениям, уже с 20 декабря скидки в магазинах Podium составляли 30%, в "Траффике" — 40%, в Tsvetnoy Central Market — 50%. В Incity в этот раз распродажу устроили за неделю до Нового года, хотя в прошлый раз она началась 1 января.

В "Эльдорадо" продажи последней недели декабря были на 30% выше, чем за аналогичный период 2010 года.

Пользовались популярностью телевизоры больших диагоналей с доступом в интернет, а также небольшие, но высокотехнологичные устройства: электронные книги, зеркальные фотоаппараты, планшеты, смартфоны — в этих категориях продажи по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли в три-пять раз, отмечают в "Эльдорадо". Источник в "М.Видео" рассказал, что их декабрьские продажи по сравнению с декабрем 2010-го выросли более чем на 30%. В Media Markt этот рост составил 19%.

В "Детском мире" декабрьская выручка была больше продаж позапрошлогоднего декабря на 21%, рассказывает пиар-директор сети Елизавета Тотунова. Более половины оборота "Детского мира" в этом месяце пришлось на игрушки, причем не только для детей: очень популярна среди взрослых стала искусственная елка, которая стоит на макушке, говорит госпожа Тотунова.

Россияне порадовали и зарубежных ритейлеров. Британская газета Financial Times, например, сообщила, что в крупном лондонском универмаге Selfridges за неделю с 29 декабря по 4 января россияне потратили на 20% больше, чем за аналогичный период годом ранее. Наиболее популярными покупками были ювелирные украшения, часы, обувь, аксессуары и мужская одежда. Россияне также активно покупают в Selfridges водку и черную икру.

 

А вы что прикупили?

Иосиф Пригожин, продюсер:

— Мы с Валерией люди с обложки, поэтому у нас только эксклюзивные вещи. Они стоят дорого и на распродажи не попадают. Однажды в Италии я увидел бешеную очередь во время распродажи и понял: даже если я очень чего-то захочу, то в такой очереди стоять никогда не буду. Вообще, русским людям это несвойственно: мы живем всегда на полную катушку, вне зависимости от кризисов. Есть деньги, нет — праздник, а уж тем более Новый год, отмечаем, не жалея последнего рубля. Но я не думаю, что эти новогодние праздники стали более прибыльными для торговли, чем прошлые. В январе-феврале все равно будет спад.

Татьяна Михалкова, президент благотворительного фонда "Русский силуэт":

— Bosco обычно устраивает перед Новым годом грандиозные распродажи, и в этом году мы прикупили там себе довольно много подарков. После Нового года улетели кататься на горных лыжах, там тоже попали на распродажи и купили мелочь для горных лыж. Но распродажи в Европе и распродажи в России нельзя сравнивать: у нас слишком мало магазинов, брендов и марок, которые действительно представляют скидки. А то, что есть, особой гордости не дает.

Светлана Мастеркова, двукратная олимпийская чемпионка, чемпионка мира:

— Я купила всем друзьям и близким шарфики и сумочки для телефонов. Я всегда всем делаю одинаковые подарки, чтобы встречаясь знакомые улыбались и не забывали, кто их одарил. А распродажи меня интересуют только те, где распродаются бренды. В этом году не получилось никуда сходить: улетела отдыхать.

Виктор Семенов, основатель ГК "Белая дача":

— К счастью, ничего. Не люблю распродажи, покупаю все тогда, когда есть необходимость. И я не думаю, что предновогодние распродажи стали уж сильно прибыльными. Это в Европе все сводится к потреблению, а у нас народ не в магазины ринулся, а в музеи. Никогда в Москве не было такого количества посетителей в музеях, как в эти каникулы. Кстати, и за границей наших туристов больше видно не в магазинах, а в музеях и на выставках.

Никас Сафронов, художник:

— Я купил обувь за 8 тыс. руб. Пошел в "Новинский пассаж" посмотреть чего-нибудь. Приглянулась синяя обувь под джинсы. "Сколько?" — спрашиваю. Отвечают: "47 тысяч, но по случаю распродажи отдадим за сорок". У нас в России распродажи какие-то условные, совсем не такие, как на Западе. Недавно в Лондоне костюм хотел купить, но он стоил £200. Захожу через два дня — уже £19,9. В Москве такой же костюм продают за $400. У нас какое-то свое ценообразование, оно никак не завязано на общих тенденциях. Цены формируются от потолка. И, как правило, в разы, а порой и десятки раз дороже, чем на Западе. Пока я только теряю, когда связываюсь с нашими торговцами.

Людмила Нарусова, член Совета федерации:

— Я не люблю распродажи, не хочу обманываться. Считается, что если купить на распродаже вещь с 30-50-процентной скидкой, выгадаешь, но загвоздка в том, что до начала продаж цену завысили, а потом опустили, и все эти скидки маскируют реальную цену. Но, возможно, рост продаж и был: люди хотят немного побаловать себя в праздник. А я потратила деньги на здоровье — проходила различные медицинские процедуры.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments