Стремление диверсифицировать риски, возникшие у многих предпринимателей после кризиса, стало одним из катализаторов развития франчайзингового рынка в России, и в частности на Северо-Западе. Начиная с 2009 года ежегодный рост количества предприятий, открываемых по франшизе в стране, оценивается примерно в 35%. Прогнозы на перспективу позитивные, и особенно это касается регионов, где немало незанятых ниш, в которых малый бизнес может реализовать свой потенциал. А покровительство сильного бренда хотя и не служит стопроцентным залогом успеха, но все же существенное подспорье в непростых условиях, в которых вынужден выживать отечественный малый бизнес.
По темпам распространения франчайзинга Россия входит в число мировых лидеров. Это обусловлено и молодостью данного рынка в стране, и тем, что у нас стартапы в сфере малого бизнеса гораздо рискованнее и сложнее, нежели в Европе или США. Поэтому, покупая франшизу, бизнесмены стремятся снизить риски. Как отмечает президент Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), председатель совета директоров «Г.М.Р. Планета Гостеприимства» Мераб Бен-Эл, последние два года отечественный рынок франчайзинга прибавляет по 35% ежегодно. «В этом году, по данным на конец сентября, появилось около ста новых концепций, а количество франчайзинговых точек увеличилось почти на треть», – говорит он.
По информации ГК «Институт Тренинга – АРБ Про», в конце сентября выпустившей исследование по российскому рынку франчайзинга, его объем в 2010 году составлял 4,5 млрд долларов, а прирост предприятий, открытых по франшизе в 2008-2010 годах, – 98%. Общие тренды подтверждаются и статистикой конкурентных франчайзоров. Так, с августа 2008 года по конец 2010-го компания «Росинтер Ресторанс» увеличила свою франчайзинговую сеть на 25 ресторанов (бренды «Планета Суши» и Il Patio), Subway открыл 111 точек общественного питания, а под брендом «Инвитро» по франчайзингу создано 55 лабораторий.
По оценкам компании E.M.T.G. (организатор международной выставки по франчайзингу и другим бизнес-возможностям в странах СНГ, Балтии и Восточной Европы), на сентябрь 2011 года в России насчитывается 603 франчайзора с 12 тыс. 998 корпоративными и 22 тыс. 14 франчайзинговыми предприятиями.
Спасибо кризису
Как ни странно, обратить пристальное внимание на схему развития бизнеса по франшизе предпринимателей побудил кризис. Именно после 2008 года франчайзоры стали фиксировать существенный рост заявок на свои продукты. Как полагает вице-президент по развитию бизнеса Subway Russia, LLC Геннадий Кочетков, одна из причин заключается в том, что первая кризисная волна продемонстрировала нестабильность основных способов сохранения и накопления сбережений.
«Ранее предприниматели вкладывали зарабатываемые средства в банки под высокий процент либо в биржевые инструменты, а наиболее распространенным было приобретение инвестиционных квартир. В кризис фондовый рынок стал слишком рискованным, а сегмент недвижимости и вовсе упал. Предприниматели решили, что логичнее вкладываться в бизнес, причем доказавший свою устойчивость в в период экономических трудностей, – рассказывает Кочетков. – В результате с 2009-го по текущий год мы ежегодно удваивали число заведений, работающих по нашей франшизе».
Стрессоустойчивые
Сыграло роль и стремление бизнесменов диверсифицировать источники дохода, так как в кризис ряд отраслей серьезно просели из-за падения спроса, а некоторые он затронул в меньшей степени.
На росте рынка сказалось и встречное движение – повышение активности франшизодержателей и выход на рынок новых игроков. Особенно заметным в этом плане стал прошлый год. «В 2010 году в Россию пришло большое количество мировых брендов и сетевых ритейлеров. По нашим подсчетам, до половины новых точек, в том числе региональных, открывались по франчайзингу», – вспоминает генеральный директор компании E.M.T.G. Екатерина Сойак. По ее словам, наибольшее оживление произошло в сфере фаст-фуда. Так, в январе сеть Burger King открыла в России свой первый франчайзинговый ресторан; в апреле, после 11 лет отсутствия, в страну вернулся Dunkin’Donuts; в августе Wendy’s – третья в мире сеть закусочных – вступила в завершающую стадию консультаций с российской «Фуд сервис капитал» о подписании договора франчайзинга. Немецкая сеть рыбного фаст-фуда Nordseed в 2010-2011 годах открыла три заведения в Москве и Петербурге, а в течение ближайших пяти лет планирует открыть в этих городах еще 25.
Наблюдалась активность и в ритейле. После годичного перерыва на отечественный рынок в этом году вернулся производитель джинсовой одежды Guess, который намерен открыть в течение пяти лет 15 торговых точек в двух столицах, планирует продавать в России франшизу на свои супермаркеты «Атак» и Auchan Group.
Наиболее рентабельными и популярными остаются франшизы в сегментах общепита (прежде всего фаст-фуда) и ритейла (особенно одежного), констатирует руководитель направления «Стратегическое планирование» ГК «Институт Тренинга – АРБ Про» Демид Голиков. Что касается успеха франчайзинга в других сферах, то здесь ситуация такова: если рынок растет быстро, а конкуренция на нем еще недостаточно плотная, то одним из ключевых факторов успеха становится скорость входа на новые территории. В данном случае франчайзинг, возможно, не даст лучшую рентабельность продаж, но позволит быстрее занять свое место в регионе.
«К трендовым можно отнести франшизы в сфере товаров и услуг для детей. В 2011 году объем рынка детских товаров оценивается в 14,5 млрд долларов, к 2015-му ожидается рост в два с половиной раза, в том числе по рынку игрушек – втрое. Такой потенциал связан с увеличением рождаемости, доходов населения и развитием культуры потребления детских товаров, – считает Голиков. – Перспективность франчайзинга в детском ритейле определяется возможностью освоения регионов, в которых постепенно сокращается доля неорганизованной торговли (например, если в Москве организованная розница составляет 50-60%, то во многих городах нет и 10%)».
Участники рынка также отмечают повышение спроса со стороны предпринимателей на бюджетные франшизы. По данным Екатерины Сойак, это предложения с инвестиционным капиталом до 2,5 млн рублей, которые особенно пользуются спросом у региональных предпринимателей. Мераб Бен-Эл обращает внимание на интерес и к более бюджетным вариантам – до 1 млн рублей: «Я объясняю это ростом интереса молодых людей к покупке технологий готового бизнеса».
Удел состоявшихся
С одной стороны, динамичное развитие франчайзингового рынка свидетельствует о том, что в стране растет количество предприятий малого бизнеса, а тот факт, что многие франчайзи в последнее время увеличивают число открываемых точек, подтверждает жизнеспособность их бизнеса. Однако, будучи достаточно эффективным инструментом для развития малого бизнеса, франчайзинг в России пока ориентирован больше на состоявшихся предпринимателей, чем на начинающих.
Франшизодатели выставляют ряд требований к потенциальным партнерам. В частности, к наличию предпринимательского опыта. «Нам нужен разумный состоявшийся партнер, который понимает, с какими рисками столкнется при открытии бизнеса, на какие нюансы стоит обращать внимание, – поделился генеральный директор ООО „КОФЕ СЭТ“ (владеющего мастер-франшизой Coffeeshop Сompany в России) Максим Макшанов. – Ведь франшизодатель – это все же не школа бизнеса. Однако наличие опыта работы в ресторанном бизнесе не приоритетно, оно может быть разве что плюсом. Ведь не факт, что опыт был положительным. Например, есть люди с опытом советского общепита – для нас это неприемлемо».
С этим согласен и Геннадий Кочетков. «Основная доля наших франчайзи – люди с предпринимательским опытом. Бывает, что не отказываем и новичкам, но необходимо, чтобы у человека было реальное желание заниматься собственным бизнесом, иначе успеха он не добьется. Однако среди наших партнеров, а их около 150, можно по пальцам пересчитать имевших опыт работы в общепите. Среди них есть специалисты многих профессий, никак не связанных с общественным питанием», – замечает он.
Актуален вопрос наличия стартового капитала у потенциального покупателя франшизы, и здесь все упирается в проблему всего малого бизнеса страны – труднодоступность финансирования. Специализированных, реально работающих программ кредитования предпринимателей, открывающих бизнес по франшизе, в России пока нет. Ряд банков, в том числе Сбербанк, заявили о том, что подобные кредитные продукты, основное отличие которых – отсутствие залога, находятся в разработке. Однако насколько они в реальности будут подъемны для предпринимателей с точки зрения стоимости, сказать сложно. В свою очередь, франшизодатели, особенно после кризиса, стали еще тщательнее анализировать способность франчайзи потянуть проект финансово.
«Нам важно получить от франчайзи подтверждение, что у него достаточно средств для возведения объекта и его вывода на проектные мощности, то есть на пополнение оборотных средств, – рассказывает Макшанов. – Тогда как банки в России почти не финансируют стартапы, а что касается программ, которые находятся в разработке, то вопрос их реальной жизнеспособности – в величине ставки. Если она будет составлять 17%, для предпринимателя это много, учитывая, что достойная рентабельность для сферы общепита – 20%». Недостаточная доступность финансирования беспокоит не только потенциальных франчайзи, но и франчайзеров: этот факт заметно ограничивает количество возможных участников их бизнеса.
Снизить риски
Рост предложений со стороны франшизодателей приводит к тому, что потенциальные покупатели франшиз становятся все более требовательными. Ведь, по сути, они платят за успех, причем не просто обещанный франшизодателем, а подтвержденный действующими, реализованными проектами. Порог вхождения в бизнес по франшизе выше, чем при открытии предприятия под собственной маркой: помимо того что предприниматель вносит паушальный взнос (единоразовый платеж), он выплачивает владельцу бренда роялти – ежемесячные платежи. «Привлекательность франшизы в России, как правило, оценивают по двум критериям: сила бренда и рентабельность бизнеса. В последнее время к таким критериям можно причислить также степень устойчивости бизнеса к кризису», – говорит руководитель группы подготовки аналитического продукта «Как упаковать бизнес под франчайзинг: практики и рекомендации» ГК «Институт Тренинга – АРБ Про» Ирина Котова.
Чего же ждут предприниматели, решая развивать бизнес по данной схеме? Прежде всего – прибыли и минимизации рисков. «Покупатель получает бренд и бизнес-модель, которые уже признаны потребителями (в нашем случае – гостями), и у него нет необходимости тратить время на объяснение клиентам, кто ты и что им предлагаешь, – комментирует Максим Макшанов. – Кроме того, работа по франчайзингу предполагает большую доходность бизнеса, чем если бы ты занимался им сам. Подключаясь к сети, ты получаешь ряд преференций, таких как специальные цены поставщиков, отработанные методики проектирования, контроль и коррекция тактики ведения бизнеса со стороны брендодержателей, маркетинговые бюджеты. Такая экономическая модель позволяет выплачивать от 6 до 9% выручки (в среднем по ресторанному бизнесу) в качестве роялти владельцу франшизы».
И действительно, в определенной мере франшиза обеспечивает предпринимателю большую устойчивость бизнеса. «В прошлом году у Subway работало 167 точек, а закрылось 10. Но только три из них прекратили работу полностью, остальные просто сменили местоположение, наши партнеры сохранили франшизу и почти все уже открылись заново. Это была корректировка стратегии, что вполне естественно, – замечает Геннадий Кочетков. – Неудачные проекты в основном у тех, кто относится к покупке франшизы, как к вложениям в ПИФы или банковские депозиты, когда от владельца средств не требуется никаких усилий и он получает только результат. Бизнесом же нужно заниматься, ведь, по сути, франшиза – это аренда ноу-хау, но его реализация зависит от усилий предпринимателя».
Конечно, сильный бренд минимизирует риски, но бизнес по франшизе не застрахован от неудачи, так как на него влияют те же факторы, что и на небрендированный проект: экономические, отраслевые, законодательные. Поэтому однозначного ответа на вопрос, как эффективнее открывать свое дело, все же нет. «Все зависит от конечных целей, которые ставит перед собой предприниматель. Если у него есть стремление реализовать свои личные творческие амбиции, а целью является воплощение своих идей и ноу-хау, то ему лучше строить бизнес самостоятельно. Если же он хочет реализовать свои амбиции через успех бизнеса, сопричастность к чему-то масштабному, через прибыль, то в этом случае лучше делать ставку на франшизу», – убежден Макшанов.
Пустая вывеска
У российского рынка франчайзинга есть своя специфика, которая увеличивает риски и франчайзи, и франчайзора. Для последних актуальна проблема невыполнения партнерами условий сотрудничества, нарушение ими стандартов и технологий работы. Бывают случаи, когда франчайзи таким образом едва ли не шантажирует обладателя франшизы, требуя дополнительных преференций. Ведь в случае несоблюдения стандартов качества на одном-двух предприятиях сети тень может пасть на весь бренд.
«По инициативе РАФ недавно приняты поправки в Гражданский кодекс, которые как раз дисциплинируют франчайзи. К примеру, теперь владелец бизнес-концепции вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора, если пользователь нарушил технологию или выполнил работу с ненадлежащим качеством, – поясняет Мераб Бен-Эл. – Есть и другие новации, направленные на укрепление франчайзинговых сетей. С другой стороны, многое, как показывает и моя практика, зависит от требовательности правообладателя, его опыта, готовности вкладываться в системы контроля качества».
Что касается предпринимателей, то у них сохраняется риск столкнуться с так называемыми «дутыми франшизами», которых на рынке все еще немало. Как правило, это концепции-однодневки, созданные для того, чтобы как можно быстрее наладить продажу франшизы и на этом зарабатывать, не предполагающие ни серьезного бренда, ни технологий ведения бизнеса. «По сути, предприниматель получает только вывеску, за которой ничего нет», – отмечает Максим Макшанов. Хотя подобное явление – скорее результат перегретого рынка и низкой осведомленности предпринимателей о сути франчайзинга. «Они не изучают досконально критерии качественных франшиз и признаки подделки. Эта проблема легко устраняется естественным путем приобретения знаний и ориентиров в мире франчайзинга», – рассуждает Екатерина Сойак.
С региональным приростом
По мере развития рынка число «дутых франшиз» будет сокращаться, уверены его игроки, так как подобные концепции просто не выдержат конкуренции. А в том, что рынок будет развиваться, сомнений у них нет. «Изменения в законодательстве и растущий интерес к франчайзингу в регионах могут послужить более динамичному росту во многих отраслях, где используется франчайзинг, – считает Демид Голиков. – В 2011-м мы прогнозируем рост на уровне 15-20%, а в следующем году возможно дальнейшее его ускорение».
Причем наиболее динамичное развитие ожидается в регионах. Франчайзоры заинтересованы в активном региональном развитии, так как емкость этих рынков еще очень велика, а проникновение франчайзинговых инструментов, напротив, невысокое, в отличие от двух столиц. «В Петербурге и Москве мы развиваем собственную сеть, – рассказывает Максим Макшанов. – Также определили приоритетные регионы, где будем активнее продвигать свою франшизу. На данный момент это Северо-Западный, Центральный, Уральский и Приволжский федеральные округа. В частности, акцент делаем на Урале как развитом промышленном регионе с высоким потребительским потенциалом».
Что касается потенциальных покупателей франшизы, то, по данным исследования «Института Тренинга – АРБ Про», наиболее заметный интерес к такой схеме развития бизнеса проявляют предприниматели из городов-миллионников, таких как Екатеринбург, Новосибирск, Самара, Уфа, Челябинск. Высок интерес инвесторов и в городах «до миллиона», таких как Тюмень, Иваново, Тольятти, Краснодар.
В целом, по прогнозам РАФ, высокая динамика развития рынка франчайзинга в России в ближайшие годы сохранится, региональные программы поддержки франчайзинга, начатые в этом году как пилотные, получат распространение. А к 2020 году число концепций в России вырастет с нынешних 600 до 1700, франчайзинговых предприятий станет втрое больше и на них будут заняты порядка 825-850 тыс. человек (сейчас – чуть более 400 тыс.).