Нижегородское УФАС признало компанию “Хейнекен коммерческий сервис” (ХКС), “дочку” “Пивоварни Хейнекен”, и ее нижегородских оптовиков нарушившими закон “О конкуренции…”. Антимонопольные органы потребовали исключить из дистрибуторских договоров пункты о территориальном разделе нижегородского рынка. Эксперты считают, что это решение — тревожный сигнал для рынка.

Купив в 2004 г. нижегородский пивзавод “Волга”, Heineken сократила число дистрибуторов, закрепив за каждым определенную территорию города или области. Это не устроило розничных торговцев, которые пожаловались в УФАС по Нижегородской области на то, что лишены права выбора партнера, так как вынуждены работать только с теми поставщиками, за которыми закреплен их район. Вчера УФАС признало ХКС и ее дистрибуторов — ТД “Медведь”, ТД “Русич”, “Леопард-НН”, ТД “Растяпино”, “Лев-2002”, ИП Бархатова, ИП Дуденков, ПБОЮЛ Мономахов — нарушившими п. 5 ст. 6 закона “О конкуренции…” (координация предпринимательской деятельности). Предписание, выданное УФАС, требует до 1 июля исключить из дистрибуторских договоров условия об ограничении территориальных продаж и ответственности за нарушения этого ограничения.

В Heineken с решением антимонопольных органов не согласны и намерены обжаловать его в суде. Как сообщил “Ведомостям” вице-президент “Хейнекен Россия” Виктор Пятко, ссылаясь на интервью руководителя ФАС Игоря Артемьева ряду СМИ, региональных рынков как таковых не существует, кроме как у естественных монополий. Следовательно, ФАС не имеет права ограничивать рынок только на территории Нижегородской области. “Кроме того, у большинства ведущих компаний в области товаров массового спроса деление по территориальному признаку — нормальная практика”, — добавил менеджер.

С ним соглашаются и нижегородские дистрибуторы. По словам гендиректора ТД “Русич” Александра Егорова, раньше большинство дистрибуторов Heineken работали в Нижнем Новгороде, где рынок более выгодный, а в районах области продукция компания практически не была представлена. Новая схема ХКС позволяет распространять пиво по всей области. Например, за ТД “Русич” закреплена часть Нижнего Новгорода и ряд районов области. Руководитель пресс-службы “Балтики” Алексей Кедрин добавляет, что дистрибуторы заинтересованы в работе на конкретной территории и это один из критериев, по которому работает компания “Балтика”.

Пресс-секретарь Georgian Glass & Mineral Water (разливает минеральную воду “Боржоми”) Сергей Рыбак называет решение нижегородского УФАС прецедентом и тревожным сигналом для рынка. “Теперь ФАС может предъявить претензии к любой компании, а ведь практически все транснациональные компании используют на рынке похожие схемы”, — говорит Рыбак. А старший аналитик “Уралсиба” Марат Ибрагимов уверен, что ХКС удастся оспорить предписание УФАС.

Между тем нижегородское УФАС намерено провести оценку порядка деятельности и дистрибуторских договоров других холдингов, работающих в Нижегородской области. Как пояснил начальник отдела антимонопольного контроля Игорь Девятайкин, проверка коснется компаний, работающих на рынке пива, алкоголя, сигарет и других товаров, имеющих раскрученные брэнды.

Справка:

Голландской пивоваренной группе Heineken NV принадлежит шесть предприятий, в том числе нижегородский завод “Волга”, выпускающий пиво низкого ценового сегмента (“Волга”, “Окское” и “Русич”). По данным “Бизнес Аналитики”, доля продукции Heineken на нижегородском рынке в 2005 г. составила 27,1%, BBH – 38,8%, Sun Interbrew – 11,5%.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar