В понедельник «Нижфарм» сообщил об открытии своего представительства в Узбекистане. Это уже четвертая постсоветская страна, в которой появляется региональный офис компании – существуют украинское, казахское и литовское представительства. В «Нижфарме» называют Узбекистан приоритетным регионом для развития, хотя эксперты расходятся в оценках объема рынка этой республики. По их оценкам, экспансия отечественной фармацевтики в страны СНГ вполне оправдана, поскольку на этих рынках не существует сильных конкурентов. И тем не менее на рынке Узбекистана, по мнению специалистов, «Нижфарм» в первую очередь будет продвигать продукты STADA, куда компания вошла год назад.
Компания «Нижфарм» (Нижний Новгород) основана в 1919 г. Год назад она вошла в группу компаний STADA (Германия) – одного из ведущих фармацевтических производителей в Европе. Выпускает более 100 наименований дженериковых и брендовых лекарственных препаратов в различных формах: мази, кремы, суппозитории, желатиновые капсулы и таблетки. Препараты используются в шести направлениях терапии: педиатрия, гинекология, неврология (ревматология), гастроэнтерология, урология, дерматология. Компания входит в тройку ведущих отечественных фармацевтических производителей. Она первой в России подтвердила соответствие системы качества требованиям международных стандартов ISO. «Нижфарм» имеет дочерние компании «Нижфарм-Украина», «Нижфарм-Казахстан», «Нижфарм-Балтия». В ней работает более 1200 сотрудников.
Как рассказали RBC daily в компании, решение о выходе в Узбекистан было принято в ноябре 2005 г. «Продукция «Нижфарма» уже давно представлена на узбекском рынке, сейчас там зарегистрировано более 60 препаратов, – заявил генеральный директор «Нижфарма» Андрей Младенцев. – Наши сотрудники будут заниматься расширением продуктового портфеля и созданием сети медицинских представителей компании».
Оценки емкости узбекского рынка и его привлекательности у экспертов разнятся. По данным исследовательской компании DSM Group, емкость рынка Узбекистана в 2005 г. составила около 500 млн долл. (по другим оценкам – 350 млн долл.), что почти в 20 раз меньше, чем емкость рынка России (9 млрд долл.). Однако специалисты считают, что фармрынок Узбекистана характеризуется достаточно высокими темпами роста (до 10% в год). «С одной стороны, рынок невелик и интерес к нему у фармацевтических компаний незначителен, – говорит RBC daily генеральный директор исследовательской компании DSM Group Александр Кузин. – С другой стороны, Узбекистан стоит на третьем месте после Украины и Казахстана. Поэтому решение о более плотном освоении республики выглядит вполне логично».
Что касается конкурентов, то на узбекском фармрынке сегодня действует немало собственных компаний: «Журабек Лабораторикс», «Радикс», «Нобель Фармсаноат», «Самсон», «Кзхимфарм», «Нихол», «Астра Фарм», «Акташ», FPI-Ташкент, «Гуфик Авиценна СП», «Асель», которые вполне могут составить конкуренцию «Нижфарму». Однако основными конкурентами «Нижфарма» являются ведущие российские предприятия и западные компании (крупнейшие игроки «Гедеон Рихтер», «Пфайзер», «Никомед», «Новартис»), поскольку узбекское производство нацелено на другую ценовую нишу. По мнению г-на Кузина, «Нижфарму» нет смысла развивать производственные мощности (слишком незначителен рынок), достаточно четко построить систему продвижения и продаж. «Достижение этой цели станет возможным за счет продвижения нашей продукции на рынке посредством сети медицинских представителей, а также за счет реализации активной маркетинговой политики, – заявила RBC daily представитель компании Наталья Шурыгина. – «Нижфарм» не планирует в ближайшее время слияний с какими-либо узбекскими игроками этого сектора рынка. Производство компании находится в Нижнем Новгороде, а мощности STADA (препараты которой представлены в продуктовом портфеле «Нижфарма» и также продаются в Узбекистане) находятся в Германии и в других странах».
Аналитики считают, что интерес «Нижфарма» – это во многом интерес STADA. «Не будем забывать, что «Нижфарм» стала частью STADA, а г-н Младенцев, помимо поста генерального директора «Нижфарма», стал вице-президентом STADA по России, странам СНГ и Балтии, – говорит Александр Кузин. – Думаю, что STADA будет более интенсивно осваивать рынок постсоветского пространства и дальше. В этом смысле наиболее интересными для дальнейшей экспансии выглядят рынки Белорусии, Азербайджана и Армении». По мнению генерального директора Национальной Дистрибьюторской Компании Настасьи Ивановой, экспансия иностранных компаний на рынки СНГ в ближайшие годы станет набирать обороты. Местным компаниям трудно будет сохранить свои позиции из-за неравных финансовых возможностей. Поэтому доли местных и иностранных компаний начнут со временем перераспределяться.
С тем, что рынки стран СНГ выглядят для крупных российских и западных игроков весьма привлекательно, согласен и руководитель департамента регионального развития фармацевтической компании «СИА Интернейшнл» Максим Якушкин. «»Нижфарм» изначально взял курс на расширение за счет стран СНГ, – говорит он. – Работа представительства позволит компании более четко контролировать оборот своих препаратов, усилить маркетинговую политику. Но однозначно пророчить ему успех на рынке Узбекистана пока рано – рынки стран СНГ в равной степени привлекательны как для российских, так и восточноевропейских производителей». В то же время эксперты полагают, что рынками СНГ «Нижфарм» ограничится не долго. «После продвижения на эту территорию СНГ, что уже произошло, мы можем стать свидетелями выхода «Нижфарма» на рынки стран Балтии и Восточной Европы, считает руководитель департамента маркетинговых исследований ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов. – Для этого уже много предпринято. Они вошли в группу компаний STADA, что также придает им вес и положительную лояльность. Рынок Узбекистана только осваивается прямыми конкурентами «Нижфарма». Гораздо легче прийти с ними или чуть раньше них, чем позже, когда будет требоваться больше затрат на конкурентную войну».