Агрохолдинг "Ариант" челябинских бизнесменов Александра Аристова и Юрия Антипова создаст несколько винных клубов в регионах. Первый откроется в Краснодаре, а до конца года они появятся в Москве, Екатеринбурге, Новосибирске и Санкт-Петербурге. В "Арианте" рассказали, что клубы будут сочетать в себе магазин, винотеку, школу сомелье и выполнять просветительскую функцию среди потребителей винной продукции холдинга. Участники рынка считают формат интересным для широкого круга покупателей из-за доступной цены продукции "Арианта". При этом потребление вина в стране снижается последние четыре года, и оно нуждается в популяризации, утверждают эксперты.
Агрохолдинг "Ариант" (крупнейший владелец виноградников и производитель вина в России) планирует запустить в 2017 году сеть винных клубов в пяти городах России: Краснодаре, Екатеринбурге, Москве, Петербурге и Новосибирске. Руководитель винного направления "Арианта" Александр Кретов пояснил "Коммерсанту", что формат винного клуба будет представлять собой симбиоз магазина, винотеки, винного бутика, школы сомелье. "Проект должен стать лакмусовой бумажкой общественного настроения нашего потребителя на разные продукты. Например, задача винотеки продать, у нас же не только продать, но просветить, познакомить и сделать какие-то свои выводы",— говорит он, добавляя, что к запуску формата холдинг шел последние 10 лет.
Первый клуб будет открыт в марте этого года в Краснодаре. "В особняке в центре города мы делаем отдельный зал для дегустаций и презентационных винных мероприятий (планируется проводить четыре-пять в неделю.— "Коммерсантъ"). У нас очень много экспериментов с вином, результаты которых увенчались успехом, вот о них мы и хотим не просто рассказать, но показать людям, дать возможность попробовать. Экспозиция постоянно будет меняться. Мы также сделаем внушительный по площади бутик, где покупателям будет представлена вся линейка продукции "Арианта", а это более 200 наименований вина",— рассказал господин Кретов. Общая площадь клуба составит 400 кв. м. В его оборудование холдинг вложил 20 млн руб. По словам господина Кретова, это долгосрочные инвестиции, их окупаемость в винодельческом бизнесе может составлять четыре-шесть лет. Ежедневную посещаемость клуба в Краснодаре он оценивает в 300–500 покупателей вина в среднем сегменте и выше.
Совладелец сети "Винотека Соловьева" Семен Соловьев считает формат проекта интересным для российского рынка. "Учитывая уровень цен вин "Арианта", это может быть интересно большому количеству потребителей. На рынке есть подобные проекты, например "Ателье Абрау-Дюрсо" (есть в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Воронеже, Нижнем Новгороде и Самаре), однако цены на их продукцию немного выше, и этот проект развивается по франшизе",— пояснил господин Соловьев. По его мнению, чтобы собрать в регионах ежедневный трафик в несколько сотен человек, необходима точка притяжения, например ресторан. "Дело в том, что из-за сложных погодных условий и больших расстояний люди редко передвигаются пешком, пешеходный трафик формируется плохо",— объясняет Семен Соловьев. В "Абрау-Дюрсо" рассказали, что в их магазинах постоянно проводят дегустации и презентации фирменной продукции, что привлекает покупателей. Так, на фоне высокого спроса компания готовит к открытию вторую точку продаж в Екатеринбурге, а весной фирменный магазин будет запущен в центре Краснодара. "В случае с Краснодаром мы считаем, что это беспроигрышный вариант. Краснодар — винный город, с высокой культурой потребления русского вина, если хотите, центр винного патриотизма. "Кубань вино" (входит в "Ариант") — известный и уважаемый производитель, с широким ассортиментом продукции. Уверены, проект будет популярен",— считают в "Абрау-Дюрсо".
Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз отмечает, что такого рода проекты помогают производителям продвинуть на рынке собственный бренд и собрать обратную связь от потребителей. "В прошлом году "Ариант" выпустил 94 млн бутылок винодельческой продукции. Это рекорд за последние 25 лет, который вряд ли удастся побить в ближайшие годы. Собственные бутики помогут компании "обкатать" свою продукцию, изучить рынок и повысить имидж",— предполагает господин Дробиз. Он отмечает, что вино необходимо популяризировать, так как объемы его потребления падают с 2012 года. "За это время потребление сократилось с 4,5 л на душу населения до 3,7 л. Причины две: демографическая и экономическая. Сегодня 70% вина приобретается по цене до 200 руб. Кризис также способствует увеличению потребления крепких алкогольных напитков",— рассказывает эксперт. По его мнению, сегодня необходимо направить усилия по популяризации вина среди мужского населения. "Женщины и так пьют достаточно вина, в то время как мужчины предпочитают крепкий алкоголь. Сейчас население России потребляет в четыре-пять раз меньше вина, чем в советское время, значит, потенциал для роста есть",— заключил он.