Интервью с президентом финской корпорации SOK Retail Весой Пунноненом
Эксперты прогнозируют, что в 2009 г. в России обанкротятся 100-150 розничных сетей. Вы согласны?
— Трудно сказать по количеству, но думаю, что их будет много. В России и раньше продавались сети, а сейчас таких предложений стало больше. Многие из них в очень плохом состоянии. Например, мы сейчас ведем переговоры с владельцами двух гипермаркетов — они хотят перепродать либо права аренды, либо полностью помещения. Кроме того, предложения о продаже были еще от пяти-семи гипермаркетов. Сейчас много предложений о продаже магазинов, но чаще всего они расположены в таких ужасных местах, что нам это просто не интересно. При желании в Петербурге сейчас можно открыть и 20 торговых точек. Но мы хотим вести свой бизнес контролируемо и открывать магазины в тех местах, которые нам подходят. Мы не нацелены на то, чтоб нахватать сейчас дешевых объектов, а потом не знать, что с ними делать.
Российские ретейлеры отмечают, что потребители стали покупать больше дешевых продуктов. Вы пересмотрели ассортимент?
-У нас есть дешевые продукты, и наша цель — увеличить эту категорию товаров. Причем это наблюдается не только в России, но и в Европе. Пока сокращения ассортимента не планируем. Наоборот, мы оставляем на полках товары более высокой ценовой категории, но увеличиваем количество более дешевых товаров. Такая же политика и в финских магазинах. С другой стороны, у нас есть и другая категория покупателей — те, кто приходит к нам именно за финскими продуктами. И спрос на такую продукцию все равно продолжает расти. У нас доля импорта на полках в сети составляет примерно 35%, из которых 25% мы сами возим из Финляндии. Сейчас работа с импортными товарами — это большое искусство, потому что надо удержать цены.
Не собираетесь отказываться от импорта или сократить его долю?
— Тут очень важно соотношение цены и качества. Есть добросовестные поставщики российских товаров, а есть и не очень. Тут надо проводить с ними очень большую работу.
Поведение покупателей меняется?
— Конечно. Они стали более избирательны, четко смотрят, что покупают. В Финляндии цены на продукты тоже растут, но не так быстро, как в России. За последние полгода они выросли на 8%. В Финляндии есть национальная колбаса в виде петли, она недорогая, так как содержит меньше мяса по сравнению с другими сортами. Она продается в упаковке по 400 г и стоит чуть более 2 евро. Так ее продажи в период кризиса резко выросли. Из этой колбасы можно приготовить несколько простых блюд.
Можно отметить, что растут продажи продукции private label и здесь, и в Финляндии. Однако тут важно соотношение цены и качества. Мы пробовали в Финляндии делать акцент только на низкую цену, но продукт не пошел, так как снизилось его качество. Сейчас доля товаров private label составляет в российских Prisma 10%, к концу года хотим увеличить ее до 20%. Большая часть товаров под частной торговой маркой заказывается на финских предприятиях и ввозится в Россию.
Как считаете, российский розничный рынок покажет рост в 2009 г.?
— Думаю, что в рублях рынок немного вырастет, так как растут цены. Но в натуральном выражении, в штуках, рынок упадет. В Европе уже видно, что в количественном выражении объем розничного рынка падает. То же самое наблюдается и в странах Балтики.
У SOK есть необходимость в заемных средствах? Под какой процент в среднем выдаются в Финляндии кредиты ретейлерам?
— Да, нам придется занимать деньги. И, несмотря на то что нашей корпорации почти 100 лет, для нас, как и для других финских компаний, стоимость финансирования существенно выросла. Точную ставку назвать сложно, все зависит от того, кто и у кого занимает. Но в Финляндии она ниже, чем в России, — не более 10%.
По мнению аналитиков, в России 80% магазинов неликвидны: непонятная стратегия, слабая концепция, низкий уровень стандартов…
— Трудно сказать, какой процент сетей неликвиден. Я бывал в разных городах России, смотрел, как работает розничный рынок. Видел магазины в таких местах, что часто не понимал, думал ли собственник о проходимости, когда открывал объект? Создавалось впечатление, что владельцы открывали торговые точки ради их количества. Еще год назад в России был настрой — строить где угодно, при этом все можно было сдавать в аренду. Все старались открыть как можно больше гипермаркетов. А сейчас все думают об эффективности.
Пришлось ли вам скорректировать планы в России?
-Планы мы не меняли. К 2015 г. хотим иметь 15-20 гипермаркетов Prisma в России, инвестиции в проект составят 500 млн евро. На 2009 г. программу по открытию торговых точек выполнили, хотели открыть три-пять магазинов, откроем четыре. В будущем планируем открывать не менее двух магазинов в год. Сейчас мы намерены сосредоточиться на размещении магазинов на арендованной площади.
В Петербурге ощущается падение арендных ставок на торговую недвижимость?
-На первых переговорах никто не снижает ставки, но потом цены становятся более реальными. Есть еще и такой момент: арендодатели, которые не хотели с нами работать, взяли других арендаторов, которые теперь не могут оплачивать эти ставки. В результате владельцы торговой недвижимости вновь возвращаются к нам. Они понимают, что мы не ставим перед собой сверхцели, а рассчитываем на долгосрочное сотрудничество. Мы, как настоящая финская компания, намерены не спеша развивать свой бизнес в России.