Права потребителей в Петербурге, как и во всей России, практически не защищены. Необходимо не только совершенствовать законодательство, но и прививать населению потребительскую грамотность. Причем делать это нужно на уровне правительств субъектов, а не страны, заявили эксперты на пресс-конференции в "БалтИнфо".
Первое, на что обращают внимание эксперты – это доверчивость потребителей, которые не особо задумываются над надписями в витринах магазинов. Простой пример привел начальник Управления ветеринарии Петербурга Юрий Андреев: "Когда потребитель видит надпись "парное молоко", он должен понимать, что такого не может быть по определению: парное молоко считается таковым только в течение пары часов после дойки. Поэтому стоит помнить, что такую вывеску сделали только ради прибыли", — подчеркнул он. Андреев также добавил, что покупателю следует с вниманием относиться к тому, что он покупает.
Это мнение поддержал председатель общественной организации потребителей "Общественный контроль" Всеволод Вишневецкий, который разоблачил еще один потребительский миф о том, что в фермерских магазинах или на базарах продукция свежее, чем в сетевых магазинах. "В "фермерских" торговых точках на продукции даже нет маркировки соответствия качества. Чеков они не выдают. Поэтому вы даже не сможете предъявить им претензию", — объяснил он и сообщил итоги инспекции нескольких "фермерских" магазинов молочных продуктов. Как оказалось, в большинстве продукции даже не было молочного жира.
Защищать права потребителей, то есть устраивать проверочные рейды по магазинам и давать экспертное заключение в случае судебного разбирательства должен Роспотребнадзор. Но проблема в том, что ведомству не хватает ресурсов для решения всех проблем.
"Необходимо передать функции Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей на уровень субъектов Федерации. Осенью 2012 года письмо с этой просьбой было направлено в правительство РФ. На данный момент ответа еще нет, но в Комитете по развитию предпринимательства Петербурга разрабатывается программа по повышению эффективности защиты прав потребителей", — сообщил директор ГБУ "Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг" Александр Герман.
Эта программа будет направлена не только на усиление контроля над недобросовестными производителями, но и на просвещение населения. Эксперты подчеркнули, что не только горожане не знают, как защитить свои потребительские права, но и многие предприниматели не в курсе нормативов по производству и распространению продукции. Для них будут издаваться специальные информационные буклеты, проводиться семинары.
Хороший опыт реализации подобных программ уже есть у Ленобласти. Долгосрочная целевая программа "Развитие системы защиты прав потребителей" действует в области уже более 5 лет. В ходе реализации программы в каждом районе области были созданы информационно-консультационные центры, в которых потребители могут получить бесплатную консультацию о том, как грамотно вести судебное разбирательство с недобросовестным производителем. По словам заместителя руководителя областного Управления Роспотребнадзора Иосифа Элиовича, в 2012 году около 45% всех исков были поданы жителями субъекта при посредничестве этих консультационных центров. Всего в центры за 2012 год обратились 19 тысяч человек.
Кроме того, в рамках реализации программы распространяются информационные брошюры, проводятся семинары для руководителей малого бизнеса, специальные уроки в школах. Сотрудники областных библиотек могут проконсультировать посетителей в сфере защиты прав потребителей.
Но одними листовками не побороть нечестных производителей, тем более что по закону №294-ФЗ Роспотребнадзор обязан предупредить производителя о проверке за три дня. "Это бесполезная трата усилий и бюджета. После этой проверки, к которой производитель готовится, мы не можем инспектировать его в течение трех лет, если, конечно, на него не поступит жалоба от потребителя", — считает Александр Герман.
В связи с этим эксперты отметили необходимость внесения в федеральное законодательство поправок, которые разрешили бы неожиданные проверки. Также они призвали потребителей не оставлять нарушения своих прав безнаказанными, а обращаться в надзорные органы или общественные организации. Часто бывает, что руководитель бизнеса не знает о нарушениях, которые происходят на его предприятии, и он сам заинтересован устранить эти нарушения.
Председатель "Общественного контроля" Всеволод Вишневецкий также отметил, что в Петербурге недостаточно скоординирована работа общественных организаций и правительства города. Не хватает и отдельного уполномоченного органа, который занимался бы проблемами потребителей целенаправленно в одном субъекте, как это делается, например, в Ленобласти. Там существует Координационный совет по защите прав потребителей при первом вице-губернаторе Ленобласти.
"Такой же совет необходимо создать и в Петербурге. Это государственный орган, члены которого обладают реальными полномочиями и могут что-то сделать, а не просто "поговорить", — считает Вишневецкий. Он подчеркнул, что возглавляемая им организация будет бороться за создание такого органа в Петербурге. Кроме того, он высказался за создание аппарата Уполномоченного по правам потребителей, а также районных отделов по работе с обиженными покупателями. Вишневецкий призвал всех петербуржцев поддержать его инициативы и не допускать нарушений своих потребительских прав.
Нормально работает закон, если в правильном русле его использовать.