Из–за поправок к закону "О торговле" региональным ретейлерам стало еще сложнее конкурировать с федеральными сетями, так как крупные корпорации завышают цены поставок.
Обновленный закон "О торговле", который принимался с целью защиты производителей при работе с федеральными сетями, усугубил и без того сложное положение небольших региональных ретейлеров.
Мелкие петербургские сети (а это более 500 магазинов) в ходе перезаключения договоров на 2017 год лишаются контрактов с транснациональными производителями Coca–Cola, Mars, Nestle, "Вимм–Билль–Данн" (с 2011 года входит в ГК PepsiCo). Цены, которые выдвинули для них крупные корпорации, оказались на 5–40% выше, чем у федералов на полках. Это резко снизило доходность бизнеса мелких ретейлеров и может ускорить их уход с рынка.
Поправки Яровой
Поправки к закону "О торговле" вступили в силу 15 июля 2016 года, переходный период завершился 1 января 2017 года. Инициатор поправок — глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая ранее подчеркивала, что этим законом государство обеспечивает защиту прав покупателей, а также малого и среднего бизнеса на продовольственном рынке.
Но вышло наоборот: и производителям закон не помог, и поставил под угрозу бизнес сотен торговцев, так как без присутствия на полках популярных глобальных брендов их маржа сильно падает. Ретейлеры сетуют, что закон "О торговле" не регламентирует деятельность поставщиков, поэтому жаловаться на их действия в антимонопольную службу бесполезно.
Как рассказали "ДП" представители нескольких петербургских розничных сетей, они не могут перезаключить договоры на этот год с Nestle и Mars, очень сложно проходит процесс переговоров с Coca–Cola и "Вимм–Билль–Данном". "Просто отказаться от них не можем, сошлись на сокращении ассортимента", — говорит представитель петербургской сети из восьми супермаркетов.
Складывается абсурдная ситуация — цена закупки, которую предлагают транснациональные производители мелким сетям, на 15–30% выше цены на полке в той же "Ленте" или "Карусели".
Основная задача, которую в процессе переговоров вынуждены решать сети и производители, — как сохранить прежние сборы, не нарушив новый закон. Сейчас сети не имеют права брать с поставщиков вознаграждение более 5% от стоимости закупки. Ранее международные корпорации предлагали единую цену для всех сетей в накладной документации, а вознаграждение для ретейлера (ретробонус, плата за маркетинг и т. д.) оформляли отдельными договорами. В итоге поставщик возвращал в сеть до 30% от стоимости проданного ретейлером товара.
Основной объем договоров — 90% — федеральные сети подписали еще перед Новым годом, предложив поставщикам включить все вознаграждения в цену закупки. Поскольку у федеральных сетей больше объем продаж, а стоимость услуг ретейлера по закону не может быть больше 5%, закупочные цены для них оказались ниже. Например, для сетей Х5 Retail Group, "Магнит", "Лента" закупочные цены на продукцию Coca–Cola, Mars и Nestle оказались на 30–40% ниже, чем для локальных игроков.
Без лишних церемоний
С мелкими сетями глобальные поставщики, похоже, не церемонятся. "Мы практически со всеми партнерами заключили договоры на этот год. Сложности возникли с глобальными поставщиками — Coca–Cola, Mars, Nestle, "Вимм–Билль–Данном", — говорит генеральный директор ГК "Реал" (более 50 магазинов) Александр Мышинский. — Например, ни мы, ни другие локальные сети не смогли договориться о работе с Nestle, потому что она предлагает региональным сетям цены примерно на 30% выше, чем у федералов на полках".
Еще одна сеть, насчитывающая около 50 магазинов, не может договориться с Nestle: "Компания в январе дала понять, что не намерена идти на уступки. Но ее новые условия стали невыгодными и снижают доходность нашего бизнеса". По словам другого ретейлера (управляет сетью из 100 магазинов у дома), Coca–Cola выставляла отпускные цены на свою продукцию на 20–25% выше, чем розничная цена на полках федеральных сетей, разница в закупочных ценах на молочную продукцию "Вимм–Билль–Данна" составляла около 13%.
Кроме того, большие корпорации перестали выделять локальным сетям деньги на маркетинг. "Входные цены в приходных накладных без учета маркетинга могут отличаться не так сильно — на 5–15%. Но основная составляющая продаж — акции. У федералов они идут постоянно, и получается гигантское расхождение в розничных ценах", — поясняет один из мелких ретейлеров.
Понять и простить
"Крупным федеральным брендам стало неинтересно работать с мелкими региональными розничными сетями", — констатирует гендиректор ИА "ИнфоЛайн" Иван Федяков. Работа с малым и средним бизнесом для них тяжелая рутина: объема нет, а документооборот огромный, не секрет, что ряд небольших сетей испытывают трудности со своевременной оплатой поставок.
"Крупные производители считают — если у тебя нет оборота в 3 млрд рублей, то им неинтересно работать напрямую, иди в региональные дистрибьюторские центры или закупайся мелким оптом в гипермаркете", — рассказывает Иван Федяков.
Отчасти об этом же говорит крупный производитель продуктов питания, ООО "Мон’дэлис Русь", который пояснил, что ценит отношения с клиентами любого масштаба, при этом компания осуществляет прямые поставки только крупным федеральным сетям, а в локальные торговые сети поставляет продукцию через дистрибьюторов.
По информации за январь 2017 года, поставки продукции через дистрибьюторский канал в региональные сети осуществляются без остановок согласно текущим договорным условиям, подчеркнули в ООО "Мон’дэлис Русь".
"Coca–Cola HBC Россия предлагает клиентам взаимовыгодные условия сотрудничества, основанные на принципах формирования конкурентной среды и обоснованном подходе, при котором клиенты ставятся в равное положение при прочих равных условиях, — ответила пресс–служба компании на вопрос "ДП". — Мы ведем открытый диалог о сотрудничестве с каждым из 200 тыс. партнеров и стремимся к построению по–настоящему партнерских отношений, создающих устойчивый рост как для нашего бизнеса, так и для бизнеса наших клиентов".
Компании Nestle, Mars и "Вимм–Билль–Данн" на запрос "ДП" не ответили.
Государство декларирует развитие всех форм торговли, но происходящее сейчас противоречит этому принципу, говорят эксперты.
"Государство, вероятно, должно придумать меры поддержки для небольших сетей, как это происходит в сфере госзакупок, например. В Европе работают семь–восемь сетей на весь рынок, консолидированы там и продажи, и поставки. Если у нас в России в ближайшие 3–5 лет ничего не делать, то наш рынок превратится в подобие западного. В моем понимании, это не лучший сценарий, он приводит к оскудению ассортимента, увеличивает порог вхождения новых поставщиков в сеть", — предупреждает Иван Федяков.
Виталий Поздеев, совладелец сети магазинов "Семишагофф": "В работе с крупными поставщиками у локальных сетей всегда больше препятствий. Закон о торговле действительно многое изменил, работа поделилась на до и после. Мы еще продолжаем вести переговоры с поставщиками, меняем условия договоров. С такими крупными контрагентами всегда было непросто работать, закупочные цены для небольших сетей существенно отличаются от тех, которые корпорации предлагают федеральным сетям. Уверен, что в итоге мы подпишем контракты со всеми поставщиками".
Роман Шипов, коммерческий директор "КиО гастроном" (бренд "Колбаскин и Огурчиков"): "Крупные производители диктуют свои условия, на которые ты либо соглашаешься, либо нет, в этой ситуации находится большинство локальных сетей. Не каждая сеть в состоянии принять эти требования и вынуждена либо сокращать ассортимент, либо отказываться от дальнейшей работы. Есть объективные причины, по которым товары известных брендов должны присутствовать на полках магазинов. Например, продукция Coca–Cola и Pepsi насчитывает более 100 позиций, которые востребованы покупателями".
Игорь Санкин, коммерческий директор сети магазинов "Мера–маркет": "Крупные корпорации пытаются работой с локальными сетями компенсировать все те убытки, которые получают из–за поправок в партнерстве с федеральными ретейлерами. Из–за низких закупочных цен федералы могут себе позволить сделать наценку 30%, мы довольствуемся только 10%. Nestle подняла цены на 15–20%, c ней мы пока не будем работать. У "Вимм–Билль–Данна" цены тоже необоснованно высоки, поэтому их матрицу мы будем сокращать, привлекая локальные молокозаводы Северо–Запада. На продажи Nestle у нас приходится 0,5% от выручки, на "Вимм–Билль–Данн" — 1,5%".