Сергей Васильев, директор Северо-Западного Дивизиона Национальной Факторинговой Компании, о немецком и российском среднем классе:

"На днях в Санкт-Петербургской Торгово-Промышленной Палате состоялся круглый стол с г-ном Вольфгангом Клементом, известным государственным и политическим деятелем ФРГ. Выступая с докладом "Модернизация экономики: опыт Европейского союза для России", г-н Клемент отметил, что в 2010 году Германия заслуженно была названа «мотором европейской экономики» (как переведено), сославшись при этом на журнал «The Economist».

Свою речь г-н Клемент начал с заявления о том, что в Германии средний класс существует, и это широкая прослойка, благодаря которой страна движется по пути постоянного развития и инноваций. По его словам в Германии около 3,5 млн. фирм, большинство и них – представители МСБ (средний бизнес в Германии – это компании с численностью сотрудников до 500 человек). Г-н Клемент подчеркнул, государство понимает, что именно этот сектор – двигатель прогресса, и предпринимает ряд мер по стимулированию и предоставлению максимально комфортных условий для раскрытия творческого потенциала компаний. Именно благодаря МСБ возможны инновации, так как эти компании хотят развиваться, они еще не достигли своего потенциального максимума и готовы идти п интенсивному пути развития.

Best practice

Вольфганг Клемент выделил три основные предпосылки для модернизации.

Во-первых, это свободная рыночная система. Позиция ФРГ в этом вопросе однозначная — «Экономика должна быть свободной и рыночной» — заявил г-н Клемент.

Во-вторых, это квалифицированный труд. Система образования в Германии построена так, чтобы обеспечить свои малые и средние компании профессиональными кадрами. В настоящее время до 80% немецких выпускников школ идут получать не высшее образование, а профессиональное. Период бучения при фирмах составляет три года, на второй год учении уже начинают работать, плавно погружаясь в производственный процесс предприятия. На протяжении всего трехгодичного периода предприятие выплачивает ученикам в качестве стипендии в среднем от 500 до 1500 евро в месяц. По всей Германии налажена система технологических центров, страна действительно озабочена положением дел в своей «кузнеце кадров», поэтому образование считается приоритетным направлением инвестирования.

В-третьих, снижение давления бюрократической машины. Как говорит Вольфганг Клемент, «в Германии ее много, но в России – слишком много». Необходимо работать над тем, чтобы повсеместно заработал принцип «одного окна». На это Кирилл Соловейчик, заместитель председателя комитета экономического развития промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга, сообщил, что в Петербурге предпринимается максимум усилий в этом направлении, и вскоре этот принцип будет строго соблюдаться. Также г-н Соловейчик отметил, что город вообще положительно выделяется, даже  по Европе он занимает восьмое место по деловой активности.

Финансирование бизнеса под 4,5% годовых

На вопрос из аудитории: «Как ФРГ обеспечивает доступность денежных средств малому и среднему бизнесу?», г-н Клемент ответил, что банк KFW предоставляет финансирование от 4,5% годовых, а банк-посредник может брать комиссию за свое содействие, но процентную ставку в 4,5% повышать не имеют права. Были упомянуты им и программы   беспроцентного кредитования МСБ сроком до 5 лет.

Конечно, в Росси ситуация другая, при ставке рефинансирования ЦБ РФ в 8% финансирование обходится российскому бизнесу дороже чем немецкому. Отечественным компаниям приходится приспосабливаться к российской действительности. Но, к счастью, услуги для развития бизнеса достигли такого уровня, когда мы можем использовать разные инструменты финансирования в зависимости от конкретной потребности — лизинг, факторинг, кредит, которые помогают решать разные задачи. Под каждую бизнес-модель и потребность можно подобрать свой инструмент. Если компании необходимо оборудование, целесообразнее будет использовать лизинговые схемы. Факторинг – это комплекс услуг под краткосрочную торговую дебиторскую задолженность, использование которого позволяет в короткие сроки увеличить товарооборот. Работая по факторингу, компания получает беззалоговое финансирование и снимает с себя риск возможной неоплаты отгружаемого покупателям товара. Если компании нужны «длинные деньги» для финансирования долгосрочных проектов (вложения в основные средства, будь то строительство, закупка или модернизация оборудования и прочее), то лучшим решением будет прибегнуть к банковскому кредитованию.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments