В России могут разрешить продажу алкоголя через интернет. В Госдуму внесена новая редакция соответствующего законопроекта. Предыдущий документ был отозван. Согласно инициативе, в стране появится новый вид лицензии — на розничную продажу алкогольной продукции дистанционным способом. Выдавать ее будет Росалкогольрегулирование. Автор инициативы, зампред думского комитета по экономической политике Виктор Звагельский ответил на вопросы ведущего "Коммерсантъ FM" Петра Косенко.
— Расскажите, пожалуйста, поподробнее, чем нынешняя редакция документа отличается от предыдущей, которую отозвали?
— Она ничем не отличается, это абсолютно техническая правка, связанная с правовым управлением Государственной думы, связанная с тем, что там, где появляется слово "реестр", — а кроме того, что мы говорим, что надо вводить отдельно рецензирование, это будет реестр сайтов, — но слово "реестр" — это обычно всегда дополнительные расходы бюджета, поэтому просто технически мы убрали этот пункт, и поэтому перенесли, то есть никаких нововведений там нет.
— Понятно, бюрократический вопрос такой, да, был?
— Исключительно технический, да.
— Хорошо, тогда давайте по конкретике. Смотрите, алкоголь раньше у нас продавали через интернет, понятно, что этот рынок был совершенно не отрегулирован, понятно, что огромное количество и контрафакта, и злоупотреблений, налоги не платили — все по списку. Понятно, что рынок достаточно серьезный и не только с фискальной точки зрения, но и с точки зрения здоровья людей. Сейчас действительно мы созрели до того, чтобы и контролировать рынок по всем параметрам, и получать доход от этого вида торговли?
— Конечно, не созрели. Просто давайте смотреть с другой стороны: как бы мы ни хотели закрывать глаза на то, что мы, живя в XXI веке, все-таки переносимся по всем видам и продуктов питания, и по всем товарам народного потребления вообще в интернет, то есть на дистанционную площадку, от этого никуда не уйдешь. В том числе от алкоголя. Чем больше мы будем это запрещать, тем больше мы будем плодить нелегальных сайтов, тем больше мы потом, осознав то, что нелегальный алкоголь будет дистанционным образом занимать не 5%, может быть, 10%, как сейчас, а 30-40%, будем уже бить по хвостам. И так же, как у нас было, когда мы создали Росалкогольрегулирование — мы создали с опозданием на несколько лет, тогда, когда нелегальный алкоголь уже превысил 60%. Когда мы подойдем к тому, что у нас нелегальный алкоголь через интернет будет зашкаливать за 50%, тогда уже, наверное, бороться будет поздно. Сегодня это не так заметно, потому что культура торговли дистанционным способом в регионах не так развита, а в мегаполисах все-таки нелегальный алкоголь больше отслеживается, в том числе и через дистанционный способ продаж.
Сегодня еще можно успеть каким-то образом ввести государственное регулирование — это первый очень важный момент. Второе — одними запретительными мерами мы никогда и нигде ничего не решим. Так вот, введя очень жесткое государственное регулирование, создав компании, то есть дав лицензии тем компаниям, их будет не так много, потому что мы говорим только об оптовых лицензиях, я думаю, что это будет не больше десятка на всю страну, может быть, 20. Так вот, именно своей легальной продажей эти компании сделают так, что нелегальные сайты будут неконкурентоспособны. Это тоже очень важно. То есть бороться можно ведь не только шашкой и дубиной, но бороться надо в первую очередь экономически методами со всем, начиная от коррупции, кончая любым видом производственной деятельности. Когда будут легальные сайты, тогда когда они будут работать, уверяю вас, конечно, будут появляться нелегальные сайты, мы, кстати, прописываем в законе очень жесткий механизм досудебного закрытия Ромкомнадзором этих сайтов, но при все при этом нелегальные сайты будут уже отмирать, потому что они не смогут выдерживать здоровую конкуренцию.
— А нет опасения, что на фоне того, что вы говорите, — 10, 15, 20 игроков будет на рынке, — это, с одной стороны, резонно, а с другой стороны, нет опасения какого-то определенного ценового картельного сговора на этом рынке?
— На самом деле оптовых компаний-то очень много, то есть тех, которые сегодня хотят этим заниматься и имеют возможность, просто реально 15-20. То есть завтра, когда будет развиваться интернет-торговля, этих компаний может быть больше, никто не будет ограничивать их в лицензировании, просто сегодня это не какое-то искусственное ограничение, то есть сегодня реально дистрибьюторов, которые имеют техническую базу через розничное звено, занимаются дистанционной торговлей, то есть имеют логистику, имеют определенный интернет-ресурс, на самом деле не так много, поэтому здесь неких картельных сговоров не будет, потому что эти компании могут при желании просто расти не то что как грибы, но они могут появляться в каком-то большем объеме.
— Хорошо, еще короткий вопрос, в пояснительной записке вы указали в частности, что принятие этих поправок будет способствовать развитию российского виноделия, каким образом, поясните, пожалуйста?
— Все достаточно просто. То есть на самом деле все вино, если мы не говорим о рядовом ординарном вине, оно на 20% сейчас уже продается дистанционным способом. Конечно, формально это нелегально. То есть возможность сегодня заказывать нормальное вино на дом ограничена законодательными механизмами. То есть это в первую очередь касается российского вина, потому что западное вино так и так сегодня находит дорогу к потребителю. А вот общаясь с Cоюзом производителей российского вина, как раз они сетовали на то, что у них есть достаточно большое количество потенциальных клиентов, которые готовы заказывать это вино, но сегодня законодательно это запрещено. Поэтому мы считаем, что при том, что поставить сегодня на полку российское вино, зная, как у нас замечательно работает ритейл, достаточно сложно, я думаю, все-таки через интернет хорошее российское вино будет продаваться в большей степени, чем сейчас.