Большинство правовых норм, регулирующих российскую онлайн-торговлю, устарели и мешают развитию рынка, заявил в четверг на конференции Online Retail Russia генеральный директор "Утконос" Владимир Рюмин.
"Из-за устаревших норм ни один онлайн-магазин не причисляет себя к предприятиям дистанционной торговли, поскольку правовые нормы существенно ограничивают список товаров, которые в России можно продавать дистанционно", — отметил Рюмин.
Перечень запретных для онлайн-торговли товаров содержится в постановлениях правительства за номерами 55 и 612. Первое запрещает продавать вне стационарных мест торговли (т.е. на дому, по месту работы и учебы, в транспорте, на улице и в иных местах) продовольственные товары за исключением мороженого, безалкогольных напитков и пива, кондитерских и хлебобулочных изделий в упаковке изготовителя товара. Под запретом для продажи вне стационарных мест торговли также лекарственные препараты, ювелирные изделия, оружие и боеприпасы, экземпляры аудиовизуальных произведений и фонограмм, программное обеспечение, базы данных.
Постановление правительства за номером 612 регулирует дистанционную торговлю. Этот документ запрещает дистанционно продавать алкоголь и вообще все товары, сбыт которых в рознице запрещен или ограничен.
Сами онлайн-магазины уверены, что 55-е постановление их не касается, и что они работают в рамках закона. Например, юристы онлайн-магазина Ozon.ru, который торгует "экземплярами аудиовизуальных произведений и фонограмм", полагают, что их деятельность не относится к "разносной" торговле (термин, используемый в тексте 55-го постановления).
По словам менеджера по связям с общественностью интернет-магазина Ozon.ru Михаила Осина, для российской электронной коммерции ключевым является постановление правительства номер 612: "Согласно законодательству РФ, экземпляры аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных не относятся к товарам, свободная реализация которых запрещена или ограничена".
Продовольственные онлайн-магазины и вовсе настаивают на том, что не занимаются дистанционной торговлей. В компании "Азбука вкуса", на сайте которой можно заказать продукты питания и алкоголь, онлайн-сервис позиционируют как службу доставки.
В "Утконосе" тоже утверждают, что вовсе не торгуют дистанционно. "Мы не торгуем дистанционно ни алкоголем, ни чем-то другим. Все продажи у нас осуществляются через магазины, там же пробиваются и чеки. Практически все наши магазины имеют лицензию на торговлю алкогольными напитками. Если клиент обслуживается в магазине, который не имеет такой лицензии (три-четыре магазина из 165), то приобрести алкоголь он не может. При регистрации клиентов мы запрашиваем у них паспортные данные. Таким образом, нам удается строго контролировать ситуацию с продажей алкоголя несовершеннолетним", — говорит PR-директор "Утконоса" Сергей Беззубцев.
Участники конференции отметили, что крупнейшие игроки рынка готовят ряд законодательных инициатив, которые смогут изменить ситуацию на рынке. Однако они не уточнили, чего именно ждут от законодателей и регулятора отрасли.