Более 50% зоомагазинов по всей России могут закрыться уже весной этого года из-за резкого падения продаж, связанного с экономическим кризисом. Как рассказал "Известиям" председатель правления Союза предприятий зообизнеса Кирилл Дмитриев, объемы продаж зоомагазинов снизились до 70%. Причина такого падения — подорожание закупочной стоимости импортных кормов и снижение спроса. Представители бизнеса замечают, что россияне стали экономить на содержании домашних животных, кормят их кашей или тушенкой и не покупают игрушек, ошейников, расчесок и других сопутствующих товаров. Кризис также повлиял и на решение граждан приобрести питомца — например, в Москве спрос на собак упал в 2–3 раза, а питомники практически перестали разводить догов, ротвейлеров, кавказских овчарок и другие крупные породы.
Диета для животных
Объемы продаж в зоомагазинах, по разным оценкам, упали на 30–70%.
— Кризис сильно сказался на индустрии зообизнеса, — говорит Дмитриев. — Уже произошло подорожание на всю импортную продукцию (в основном на корма) от 40 до 80%. На товары российского производства цена тоже постепенно ползет вверх. При этом в розничной продаже стоимость выросла не столь значительно — на 10–20%.
С учетом резкого подорожания оптовых цен, уменьшения спроса и сокращения выручки союз прогнозирует большое количество банкротств зоомагазинов — более 50% торговых точек находятся в зоне риска закрытия.
— Некоторые магазины уже закрылись, в частности семь точек в Екатеринбурге. Пока массовых закрытий не было, — говорит Дмитриев. — В феврале произошло серьезное падение выручки даже по сравнению с концом 2014 года. Покупательская способность падает постепенно, поэтому серьезный спад можно будет наблюдать, скорее всего, в марте-апреле 2015 года.
Дмитриев пояснил, что подавляющую долю в структуре продаж зоомагазинов составляют корма — около 70–80%.
— В основном продаются корма для собак и кошек, незначительная составляющая приходится на пропитание для грызунов, рептилий, рыб, птиц и пр. На сопутствующие товары — игрушки, ветпрепараты, шампуни, косметику, ошейники, поводки, расчески, одежду — приходится около 20%. И лишь 1% — это продажа самих животных, — рассказал он.
По словам Дмитриева, россияне стали экономить на содержании питомцев.
— Покупательский спрос падает, и интерес к содержанию животных — тоже. Те, кто собирался приобрести питомцев, отказываются от этой идеи, — говорит он. — Потребители начинают переходить с дорогих импортных кормов, ветеринарных препаратов, шампуней на более дешевые отечественные аналоги. Вторая возможность сэкономить — это перейти от кормов к питанию по старинке "со стола" — владельцы стали варить каши и кормить животных тушенкой, а не дорогими консервами.
Хозяева также отказываются от сопутствующих товаров не первой необходимости — игрушек, поводков, ошейников и пр.
В Союзе предприятий зообизнеса считают, что от закрытия не застрахованы как сетевые зоомагазины, так и маленькие торговые точки.
— У небольших магазинов меньше оборот, при этом они вынуждены закупать товары через посреднические оптовые компании по более высокой цене, чем крупные магазины, которые при централизованной закупке у производителей и импортеров часто имеют скидки, — поясняет Дмитриев. — С другой стороны, есть местные магазинчики, которые существуют уже 20–25 лет. Тогда большим плюсом служит квалификация сотрудников — они хорошо знают вопросы кормления, оказывают профессиональную помощь потребителю, могут выступать в качестве ветврачей. Тогда как сетевые магазины сталкиваются с проблемой кадров и уровнем их квалификации. Часто сети открываются на кредитные средства, что в итоге становится их бременем.
Магазинчики против сетевиков
По словам председателя подкомитета по предпринимательству в сфере зообизнеса ТПП РФ, гендиректора Союза предприятий зообизнеса Татьяны Колчановой, на начало 2014 года объем рынка зоотоваров в России составлял примерно $4 млрд. На долю сетевых магазинов по всей России приходится не более 20%, в Москве и Санкт-Петербурге — около 50%.
— Есть всероссийские зоомаркеты, из них самые крупные — Cats & Dogs (более 40 магазинов), "Бетховен" (более 60 магазинов), "Четыре лапы" (более 100 магазинов), в некоторых регионах есть свои сетевики, но это скорее исключение из правил, основное место на рынке занимают магазины шаговой доступности, — рассказала Колчанова.
Доля импортных товаров в зоомагазинах достигает 90%.
— Мы относим такие мировые гиганты на рынке производства кормов для собак и кошек, как Mars (торговые марки Royal Canin, Whiskas, Pedigree, Kitekat) и Nestle (торговые марки Friskies, Purina, Felix), к импорту, несмотря на наличие заводов на территории России, поскольку они используют сырье только иностранного производства — кормовые добавки, витамины и пр., — говорит Колчанова. — При этом с кормами для других животных — птиц, грызунов, рептилий — ситуация иная: в России много производителей качественной продукции в этом сегменте.
В союзе оценивают количество игроков рынка на уровне 10 тыс. торговых точек по всей России.
Спад спроса на зоотовары отмечают во многих магазинах по всей России. В торговых сетях столицы "Четыре лапы" рассказали, что москвичи чаще отдают предпочтение более дешевому корму экономкласса.
— Жители также стали реже покупать дополнительный товар — лакомства и игрушки, — сообщили в компании.
В зоосалоне Санкт-Петербурга "КотоПес" рассказали, что количество желающих подстричь своих собак уменьшилось втрое.
— Люди перестали ухаживать за своими животными — приводят их уже в очень запущенном состоянии. Корм тоже практически не покупают — экономят, — отметили в салоне. — Покупатели нам поясняют, что подкармливают своих питомцев дома сосисками или кашами.
В интернет-зоомагазине Новосибирска "Мой любимчик" отметили, что спрос на корм для животных упал примерно на 10%. Куда более удручающая ситуация сложилась в одном из волгоградских зоомагазинов — там спрос на корм снизился вдвое.
— В первую очередь это связано с подорожанием импортного корма на 40–50%, — сказали в компании.
В сети магазинов Aqua-Pit в Ростове-на-Дону количество продаж кормов, напротив, увеличилось.
— В этом году спрос на корм для животных вырос на 10%. Правда, дополнительные товары — игрушки, ошейники, расчески — покупать практически перестали, — сообщили в магазине.
Новых не покупают — старых не отдают
В союзе говорят, что продажи домашних питомцев через систему зоомагазинов также снизились, а экзотические животные вообще практически исчезли с прилавков магазинов.
— Правда, в зоомагазинах всегда было немного животных. Собак и кошек, в основном, продают через питомники, клубы, заводчиков и пр., — сказал Дмитриев.
В клубах собаководов и питомниках также подтвердили, что спрос на покупку собак снизился в 2–3 раза.
— Продажи собак упали: люди пересмотрели свои расходы во время кризиса. Сейчас среднестатистическому человеку тяжело купить породистую собаку за 30–40 тыс. рублей, — говорит представитель Многопородного клуба современного собаководства Ольга Росинская. — Крупных собак вообще практически перестали покупать — их сложно прокормить, и раньше их приобретали для загородных домов богатые люди. Поэтому питомники делают акцент на те породы, которые не требуют особого ухода, крепкие по здоровью, — например, бигли или джек-рассел-терьеры.
В московском кинологическом центре "Лианозово" говорят, что жители столицы практически не приобретают крупных агрессивных собак, например ротвейлеров и кавказских овчарок. В объединении любителей животных "Лига собаководов" к "исчезающим" породам добавили догов, черных терьеров и эрдельтерьеров.
Президент московского кинологического клуба "Северо-Запад" Лариса Афонина рассказала, что собаководы стали меньше разводить животных — если раньше средний питомник осуществлял около 30 вязок в год, то в 2014 году — всего лишь 10–15.
В то же время владельцы животных пока не отказываются от своих любимцев, даже несмотря на рост расходов в условиях кризиса. В приютах Москвы "Ласковый зверь" и "Альма" не заметили увеличения числа желающих отдать собаку или кошку.
— В основном хотят сдать бездомных щенков или котят, а не своих, — сказали в приюте "Альма".
Экзотические животные также остаются жить у своих хозяев.
— Кризис никак не повлиял на отношение к существующим питомцам. Такой ситуации, что для экономии семейного бюджета начали сдавать в приют, мы не наблюдаем, — рассказали в приюте экзотических животных "Ахатинка". — Иногда приносят питомцев, если покупали ребенку, а он наигрался и больше не хочет ухаживать, или если человеку нужно переехать — таких случаев бывает до 10 в месяц. Отказываются часто от лягушек, красноухих черепах, которые очень быстро вырастают и им требуется много пространства, террариум и уход.