26 сентября 2012 г. в отеле «Ренессанс Москва Олимпик» состоялся семинар для организаций потребительской кооперации «Построение локальной районной кооперативной сети как способ повышения конкурентоспособности организации потребительской кооперации в преддверии вступления России в ВТО».
На встречу, организованной Издательским домом Retailer совместно с «Межрегиональной торговой компанией» в рамках «Бизнес-клуба партнеров и заказчиков компании «1С-Рарус» , собралось более 50 представителей региональных потребительских союзов и районных потребительских обществ, поставщиков услуг, разработчиков технологий и экспертов в области ритейла.
После приветствия Валерия Перепечина, председателя совета директоров «МТК», призвавшего участников встречи поделиться опытом построения локальной районной кооперативной сети (скачать презентацию), слово взяла Гульфира Крок, эксперт в области категорийного менеджмента и мерчандайзинга.
Она подчеркнула, что к 2015 г. экстенсивное развитие торговли в России закончится и рост бизнеса станет возможным только в результате передела рынка между существующим игроками. «В FMCG останется порядка 10 федеральных и 1-2 сильных сетей в каждом регионе. Вследствие вступления нашей страны в ВТО, значительно усилятся позиции глобальных брендов, поэтому мелкие сети и отдельные магазины не смогут существовать самостоятельно — только в рамках закупочных союзов», — подчеркнула эксперт.
По словам Алексея Полякова, генерального директора «МТК», пока организации потребительской кооперации не могут работать как полноценный закупочный союз, из-за отсутствия автоматизации товародвижения. Также спикер подчеркнул, что сама по себе автоматизация не станет панацеей от всех бед, и призвал собравшихся работать над повышением рентабельности за счет решения организационных проблем и использования торговых технологий.
«Часто закупками занимается и центральный офис и директор магазина. Из-за дублирования функций и частого произвола со стороны директора магазина, который формирует ассортимент точки на свой вкус, ассортимент раздувается, а неликвиды растут» , — отметил топ-менеджер.
По мнению Алексея Полякова первоочередными задачами организаций потребительской кооперации должна стать автоматизация торговых точек, создание единого классификатора товаров, оптимизация товарной матрицы, торгового пространства и логистики, а также внедрение категорийного менеджмента.
Сергей Горьков, руководитель отдела автоматизации продовольственной розницы «1С-Рарус», подвел итоги двух лет сотрудничества с организациями потребительской кооперации. По его словам, за последние два года на базе решений «1С-Рарус» было автоматизировано более 600 торговых точек в составе потребкооперации.
Николай Пырков, председатель правления Нижегородского ОПС, призвал собравшихся изучать положительный опыт работы других регионов и районов, а лучшее применять в решении, которое будет использовать большинство.
Сергей Горьков отметил, что собственная разработка — это всегда возможность лучше описать и выстроить свои бизнес-процессы. Но преимуществом профессионального решение является более полный функционал и его своевременное обновление, а также независимость от команды программистов.
Александр Власов, председатель Волховского райпо Ленинградской области, рассказал о своем опыте автоматизации сети. По его словам, за последние полтора года было автоматизировано 13 магазинов из 30. Срок оборачиваемости автоматизированных точек сократился в 1,5-2 раза и составил 12-15 дней. Оборот вырос в среднем на 130%. За счет использования GPS-навигаторов, экономия в топливе составила 50%, а за счет перехода на импортные автомобили срок простоя на ремонте сократился на 30%. До конца года организация планирует автоматизировать все процессы, связанные с бухгалтерией и продолжить внедрении технологии автозаказа.
Гульфира Крок подчеркнула, что автоматизация бизнеса без улучшений в области ассортиментной и ценовой политики дает лишь краткосрочные результаты, и призвала участников организаций потребкооперации создавать себе конкурентное преимущество в виде собственных торговых марок. «Не нужно бояться федеральных ритейлеров. Можно сидеть на трафике конкурента и, хорошо отстроившись, иметь нормальный оборот, потому что федерал не покрывает на 100% потребности покупателя», — пояснила эксперт.
Валерий Перепечин рассказал участникам семинара об эксперименте Волховского райпо по автоматизации небольшого магазина. Целью проекта стало существенное сокращение инвестиций в автоматизацию при сохранении функционала и высокого качества создаваемой системы. Для реализации задуманного компаниями «1С Рарус» и «Атол» было создано специальное решение для мини-магазинов, а также разработаны выгодные предложения для организаций потребительской кооперации.
В результате реализации проекта стоимость автоматизации была снижена наполовину по сравнению со стандартной, и работа магазина не замедлилась.
После этого участники встречи обсудили преимущества и недостатки работы через РЦ и прямой доставки товаров от поставщика в магазин.
В заключение встречи выступил Геннадий Беседин, генеральный директор компании «Информационный корпоративный сервис». Он еще раз подчеркнул важность использования новейших розничных технологий, однако отметил, что во главе любых проектов автоматизации должна стоять финансовая сторона вопроса, то есть на сколько улучшатся основные операционные показатели по итогам внедрения той или иной технологии.
Было сказано:
Сергей Горьков, руководитель отдела автоматизации продовольственной розницы «1С-Рарус»:
«Автоматизация на базе единой платформы может стать серьезным конкурентными преимуществом организаций Потребкоопарации по сравнению с другими закупочными союзами на территории России. Именно это позволяет использовать самые современные торговые технологии в масштабе всего объединения, а не отдельных его участников»
Александр Власов, председатель Волховского райпо Ленинградской области:
«Решение автоматизировать бизнес – должно быть выстрадано. Если живете одним днем проще оставить все как есть — моментальной отдачи не будет»
Гульфира Крок, эксперт в области категорийного менеджмента и мерчандайзинга:
«Автоматизация в краткосрочной перспективе дает результаты из-за устранения проблем с пересортом, воровством. Но если управление ассортиментом, ценообразованием не изменилось, то эффекта в долгосрочной перспективе вы не получите»
Геннадий Беседин, генеральный директор компании «Информационный корпоративный сервис», ИТ-директор ГК «Вестер»:
«Райпо ничем не отличается от федеральных торговых сетей — масштаб разный, но технологии одни и те же. А значит их можно и нужно использовать»
Валерий Перепечин, председатель совета директоров «МТК»:
«Магазины участников потребкооперации должны перестать давать покупателям продукты в долг. Лучше завести бонусную программу лояльности и разрешить клиентам расплачиваться баллами, когда у них нет денег»