Налоговики направили в Минфин предложения по расширению рамок досудебного аудита. Механизмы обязательного внутреннего обжалования, под которые ранее подпадали лишь компании, подвергшиеся выездным налоговым проверкам, ФНС предлагает распространить на все конфликты между фискалами и налогоплательщиками.

Сейчас процедура досудебного аудита обязательна лишь для компаний, в отношении которых была проведена выездная налоговая проверка. В этом случае организации, прежде чем идти в суд, должны обратиться с жалобой в ФНС, чтобы по­пробовать уладить конфликт мирным путем.

В ФНС решили усовершенствовать действующее законодательство и направили в Минфин законопроект о внесении изменений в ч. 1 Налогового кодекса, рассказала начальник управления досудебного аудита ФНС Елена Суворова. Согласно проекту документа, процедура досудебного аудита станет обязательной для всех налоговых споров.

Замруководителя службы Сергей Аракелов уверен, что от нововведения выиграют в первую очередь сами налогоплательщики: если судебная тяжба с учетом обжалований будет длиться около года, то решить спор внутри ФНС возможно в течение одного месяца. В случае если компания недовольна некорректными действиями или, наоборот, бездействием налоговых инспекторов, ее жалоба будет рассмотрена еще быстрее — в течение 15 дней. Время, которое отводится для подачи апелляции в вышестоящий налоговый орган, предлагается увеличить до 30 дней (сейчас десять дней).

Кроме того, налоговики предлагают создать многоступенчатую систему обжалования своих решений: если налогоплательщик недоволен вердиктом нижестоящего налогового органа, то он может перенаправить жалобу в вышестоящий, вплоть до центрального аппарата ФНС.

В идеале, который г-н Аракелов называет своей «личной мечтой», лишь 10% всех конфликтных ситуаций должны доходить до суда (сейчас на стадии досудебного аудита отсеивается порядка 40% споров). По всей вероятности, мечта налогового чиновника начнет продвигаться в сторону исполнения лишь с 2014 года (в ФНС посчитали, что для перехода на новую систему нужно учесть переходный период в 2013 году). По подсчетам фискалов, через два года общее число рассмотренных жалоб может составить 55 тыс.

Отдельная новелла, предлагаемая ФНС, заключается в расширении «права быть услышанным». Служба намерена разрешить налогоплательщикам лично участвовать в административных делах. Однако это исключение будет действовать лишь в двух случаях: когда в деле появляются новые важные документы или присутствуют сложные расчеты.

«Увеличение срока апелляции мы только приветствуем, потому что уложиться в десять дней, как это предложено сейчас, весьма сложно», — прокомментировала инициативу ФНС партнер Ernst & Young Александра Лобова. По ее мнению, все предлагаемые нововведения звучат многообещающе. Однако юрист не исключает, что в тексте самого законопроекта, который еще недоступен для публичного пользования, могут быть «подводные камни». «То, как именно законопроект будет влиять на жизнь налогоплательщиков, будет зависеть от качества его исполнения», — осторожен в оценках Андрей Колчин из PricewaterhouseCoopers.

Сотрудники ФНС, которая уже заручились концептуальным одобрением Минфина, видят перспективы нововведения более оптимистично. По мнению фискалов, вступление предлагаемого закона в силу будет способствовать дальнейшему снижению количества споров между службой и компаниями, а также существенно разгрузит суды (по данным ВАС, в 2011 году количество налоговых споров снизилось на 30%). В качестве аргументов для оптимизма в службе приводят статистику: в 2011 году налоговыми органами было рассмотрено 48,7 тыс. жалоб, что на 11% меньше по сравнению с 2010 годом (54,7 тыс.). Одновременно сокращается и оспариваемая сумма — с 435 млрд руб. в 2010 году до 322 млрд в 2011 году.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar