Кормить свою семью натуральными продуктами — дело хорошее. А кормить ими множество семей, наладив через интернет-магазин поставку продукции фермеров-партнеров,— еще и прибыльное. В этом корреспондента "Денег" Алексея Боярского убедил рабочий день совладельца интернет-магазина "Прямо с фермы".

11:00

Гендиректор и основной акционер компании "Прямо с фермы" (www.sferm.ru) Андрей Машук везет за руль детский велосипед. "Это мое хобби — все, чем я занимаюсь в свободные часы",— смеется Андрей и указывает на карапуза трех-четырех лет. Вместе с Андреем, его сыном Никитой и женой Юлией мы гуляем вдоль берега пруда в подмосковном Троицке. Лицо жены предпринимателя кажется нам с фотографом знакомым. И точно, мы ее видели раньше — по телевизору. Это Юлия Егорова, которая вместе с "прорабом Сан Санычем" ведет передачу "Школа ремонта" на ТНТ.

11:25

Пьем чай с пирожными в кафе, где специально для детей устроен живой уголок. "Идея бизнеса по продаже свежих фермерских продуктов у меня появилась, когда родился сын,— рассказывает Андрей.— Я неожиданно заметил, что в магазине практически невозможно купить ничего свежего и натурального, чтобы кормить ребенка". Однако из дальнейшей беседы становится понятно, что идея бизнеса не результат внезапного озарения. Андрей давно в "пищевке": прошел путь от торгового представителя дистрибуторской компании, занимающейся поставками в супермаркеты, до руководителя масложирового направления "Русагро", одного из крупных производителей. Торговлю фермерскими продуктами Андрей начал в конце 2010 года, инвестировав совместно с партнерами более $3 млн.

11:55

Садимся в бордовый Porsche Cayenne Андрея, держим путь в город Жуков Калужской области — в фермерское хозяйство одного из поставщиков. "Чтобы найти поставщиков, я четыре месяца наматывал спираль вокруг Москвы, все удаляясь,— вспоминает Андрей.— В момент старта 15 июля 2011 года наш интернет-магазин предлагал сотню позиций, которые поставляли 15-20 фермеров и небольших производств. Сейчас мы работаем с двумя с половиной сотнями хозяйств, товарных позиций уже почти 500". Машук уверяет, что на окупаемость текущих затрат проект вышел уже в начале 2012 года, а сейчас месячный оборот — уже 30-35 млн руб., чистая прибыль 10-20%. Амбициозные планы — выйти через пять лет на оборот порядка 8 млрд руб. в год.

Торговля экологичной едой всегда казалась делом перспективным, но журналисты деловых СМИ знают, что долгие годы попытки открывать офлайновые магазины натуральных продуктов проваливались, а интернет-магазины не могли выйти на сколько-нибудь серьезные объемы. Андрей Машук поначалу тоже думал об офлайн-торговле и даже открыл два магазина, но быстро понял, что ставку надо делать на интернет. Из примерно 60 действующих в Москве и Подмосковье интернет-магазинов, позиционирующих себя как специализирующихся на продаже экологически чистых и свежих продуктов, таковыми, по его наблюдениям, являются всего 3-4. Большинство осуществляют доставку два раза в неделю, являясь простыми перекупщиками. Причем поставляют продукцию с личных подсобных хозяйств, у которых на 3-5 коров даже ветеринар вряд ли имеется. Да и цены у них сильно завышены (говядина — 900-1200 руб. за килограмм, молоко — 150-180 руб. за литр), что вряд ли можно оправдать затратами на "натуральность" — скорее жадностью. Андрей предполагает, что его компания сегодня занимает на рынке первое место, многократно опережая конкурентов по обороту. Его офлайн-магазины тоже не простаивают, позволяя сразу выложить на прилавок купленный у фермера товар, который не заказали через сайт.

13:20

У ворот молокозавода "Жуковомолоко" нам широко улыбается и крепко жмет руки коренастый мужчина лет 55 — Михаил Савинов, крупнейший фермер района. У него не только этот молокозавод, но и поставляющее молоко животноводческое предприятие, которое располагает и собственной кормовой базой. Это дает возможность контролировать качество конечной продукции начиная с этапа посева клевера. "Сейчас вот под его требования,— Михаил Викторович кивает на Андрея,— переходим с алюминиевых емкостей на нержавейку". По словам Андрея, его компания, гарантирующая стабильные закупки,— желанный партнер для большинства фермеров. Но не все готовы подстроиться под требования к качеству продукции и графику поставок. Из поставщиков, с которыми начинали, осталась только половина. Андрей вспоминает, что и с Михаилом Викторовичем они тоже долго притирались. Савинов сначала обижался, что к нему от "Прямо с фермы" могут без предупреждения нагрянуть проверяющие. Зато сейчас сотрудничество выходит на новый уровень — Савинов специально под компанию Андрея начал разводить мясных бычков. Собственно, цель сегодняшнего визита — посмотреть на подготовку новой мясной базы интернет-магазина. Садимся по машинам — и в поля.

13:40

"В отличие от многих хозяйств, где коров из хлева не выводят, здесь свободный выпас,— Андрей кивает на пасущихся коров.— От этого зависит вкус молока. Зимой, когда коров только изредка выводили, мы сразу чувствовали разницу". Михаил Савинов замечает, что и в телятнике бычки содержатся не в жестком стойле, а в вольерах, где могут перемещаться,— мясо будет вкусным.

— Полугодки? — спрашивает Андрей, теребя рукой бирку-клеймо на ухе бычка.

— Да, шесть-восемь месяцев. К новому году уже будут мясом в твоем интернет-магазине,— кивает Савинов.

14:20

Проехав мимо полей и проинспектировав посадку кормовых трав, сворачиваем за автомобилем Савинова на лесную дорогу. По стеклам и кузову Cayenne хлещут ветки. Один раз даже ловим на капот упавший сухостой. "Это моя рабочая машина,— отвечает Андрей на мой вопрос, не жалко ли гонять такой автомобиль по колдобинам.— А ездить к фермерам — это тоже моя работа". Андрей замечает, что Михаил Викторович очень радушный хозяин и непременно угостит нас обедом, причем будет наливать, и, поскольку мы с фотографом не за рулем, отказываться нельзя: обидится. Выезжаем на большую живописную поляну рядом с прудом. Водитель Савинова достает из багажника ящик с провизией. На клеенке появляются малосольные огурцы, селедка с луком, вареная картошечка в укропе, печенка — все из собственного хозяйства. Появляются также стопки и бутыль с чем-то тоже домашним, 60-градусным. Первый тост — за сельское хозяйство и торговлю натуральными продуктами, следующий — за процветание хозяина, третий — за сохранение крестьянских традиций… Как прекрасен становится этот мир и богата талантами земля русская! Но душевная атмосфера не мешает нам серьезно обсудить, чем фермер отличается от крестьянина и от агропромышленника.

"Бабушка с тремя коровами, продающая на рынке молоко,— это хозяйка подсобного хозяйства, но не фермы,— объясняет Андрей.— Мы же под фермером понимаем владельца именно предприятия, на котором налажен контроль качества, есть ветеринарное наблюдение. Принципиальное же отличие фермы от агрохолдинга в том, что и сам фермер, и его дети каждый день едят собственную продукцию. Михаил Викторович — как раз из таких".

После обеда Андрей переодевается, извлекает из багажника удочку. "Очень люблю рыбалку,— делится он, насаживая червя.— Каждый год в мае езжу в Сочи наловить и поесть барабульку". Кстати, этот и еще один соседний пруд тоже принадлежат Савинову — есть мысль наладить разведение рыбы.

15:50

Выезжая из Жукова, останавливаемся под "кирпичом" перед убегающей вниз деревенской улицей. Пешком спускаемся к роднику с надстройкой в виде часовенки — местный святой источник. Андрей, приезжая в Жуков, каждый раз останавливается попить здесь воды.

17:05

По пути в Москву заезжаем в Троицк — Андрей отводит Никиту на занятия в местный конный клуб. Встреча с пони начинается с кормления животного морковкой и яблоком. "Наш товар,— перехватив мой взгляд, поясняет Андрей.— Говорите, ровные, как импортные в супермаркете? Нет, наши росли без нитратов, хранились без обработки воском. Нашу приемку проходит зачастую только четверть из привезенного".

19:40

Подъезжаем к зданию бывшего универсама на юго-востоке Москвы, где на 1100 кв. м расположились логистический узел, производственные цеха и офис с колл-центром. По оценкам Андрея, в среднем цены в их интернет-магазине выше цен супермаркета по аналогичным позициям всего на 10-15%, при этом при заказе от 2 тыс. руб. доставка бесплатная. "У нас сегодня лучшая логистика, чем у кого бы то ни было,— гордо заявляет Андрей.— Срок хранения большинства наших продуктов пять суток. Здесь у нас ничего не хранится больше нескольких часов. Если наши конкуренты принимают заказы за несколько дней до даты доставки, то мы заказы "на завтра" принимаем до двух часов ночи. Производственный комплекс способен перерабатывать 1,5-2 тыс. заказов в сутки".

Поднимаемся в горячий цех, где готовят собственную продукцию. На тарелках для дегустации выложены паштеты. Ежедневно тройка назначенных дегустаторов допускает еду к доставке. Сегодня это генеральный директор, исполнительный и директор по IT. "А что такого? — Андрей замечает наше удивление.— Не нужно быть специалистом, главное — оценить с позиции обычных людей, которые это будут есть". По словам Андрея, он из-за непрерывных дегустаций по несколько раз в день поправился на 15 кг. Из десятка позиций замечания только к двум свиным паштетам — с овощами и с чесноком: не хватает соли.

На стене цеха разделки мяса приказ: старшие смены обязаны проверять всех работников алкотестером как в начале работы, так и в конце. Дело ясное: мясники — мужчины, в цехе поддерживается прохлада, да и закуска манит.

Мой друг, клиент sferm.ru, хвалит их колбаски для жарки и барбекю. Не упускаю случая проинспектировать, из чего их готовят. На производство колбасы и сосисок из монофарша на основе сои, молотых потрохов и шкур мне раньше уже приходилось "любоваться". Здесь я приятно удивлен: фарш крутят из котлетного мяса — кусочков, оставшихся после развешивания филейного края.
Андрей просматривает накопившиеся за день письма. "Вот менеджер колл-центра докладывает,— Андрей кивает на текст на экране.— Сегодня клиентка пожаловалась на водителя-экспедитора: уже второй раз вымогает чаевые. Водитель уже уволен". Вообще в его рассказе о бизнесе слова "контролировать", "проверять", "лишить премии" повторяются непрерывно. Водителя, например, могут лишить премии, если он звонит клиенту и сообщает, что привезет раньше срока. Упаковщики заказов также премией отвечают за мятую коробочку или битое яблоко. "Любую рекламацию клиента мы принимаем и компенсируем дополнительными скидками — как раз из суммы неизрасходованного премиального фонда,— рассказывает Андрей.— Однажды пришла жалоба: привезли червивый кочан капусты. Конечно, это лишнее доказательство чистоты продукта — червяк в нитратах не живет. Но понятно: это просчет комплектовщика. Клиентке написали, что все заменим и дадим скидку на новый заказ, а дальше оператор автоматически добавила: "Червяка оштрафовали"". Кстати, сегодняшний бесконечный день Андрея не случаен: он дежурный директор. Оказывается, ради дополнительного контроля качества кто-то из пяти топ-менеджеров каждый день остается примерно до шести утра, пока не будет упакован последний заказ доставки.

21:15

— Как ты смотришь на то, чтобы открыть пункт приема стеклотары? — обращается Андрей к появившемуся в дверях кабинета исполнительному директору Павлу.

— Разбогатеем!

— Нет, я серьезно.— Андрей берет с полки фирменную стеклянную молочную бутылку.— Мы переходим с пластиковой бутылки на дорогую стеклянную. Будем при доставке нового заказа принимать пустую бутылку и возвращать залоговую стоимость. Фактически снизим цену молока.

Дальше Павел и Андрей обсуждают возможность ввести услугу экспресс-доставки — в течение трех часов с момента приема заказа. Такое пока не предлагает никто. Но еще нужно думать: видимо, если запускать услугу, в обход пробок придется отправлять пеших курьеров с сумками-холодильниками на ручных тележках. Потом Андрей включает проектор и высвечивает на стене рекламный баннер — наружная реклама на трассах в ближайших планах. Андрей листает и баннеры прошлых кампаний с улыбающимися детьми, поедающими продукцию "Прямо с фермы". Один из них — его сын Никита. Оказывается, остальные ребятишки — тоже дети сотрудников. "На сайте есть раздел "Наши дети кушают наши продукты",— говорит Машук.— Там действительно наши дети и наш товар".

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments