«Банк России стал проводить более жесткую политику и ограничил денежное предложение, — объясняет экономист Ирина Ясина. — Труднее стало находить наличные, а рассчитываться-то как-то надо. Так что привет 90-м годам».

Бартер и впрямь становится все более актуален. Помимо уже существовавших Антикризисного расчетно-товарного центра Германа Стерлигова (www.artc-alisa.ru) и Росбартера (www.rusbarter.ru), в феврале заработали не только www.bartertrade.ru, но и региональные площадки: на сайте Союза предприятий строительной индустрии Свердловской области (www.uralstroyinfo.ru) запущен новый раздел, посвященный бартеру, а в Омске успешно работает сайт www.pobarter.ru. Его создатель, генеральный директор компании «Гигант-медиа» Алексей Иванов, говорит, что ресурс собирает предложения со всего региона: «Сейчас у нас зарегистрировано 184 компании не только из Омска, но также из Новосибирска. Надеемся, скоро подключится и Красноярск».

Давай поменяемся

Паб The Pigs в английском Эджфилде обслуживает клиентов в обмен на выращенные ими фрукты и овощи

Взаимозачеты все чаще встречаются и на бытовом уровне. «Мы решили продать нашу Toyota и дали объявление в газету “Из рук в руки” и на “Авто.ру”, — рассказывает IT-менеджер Тарас Шустиков. — Сначала мне предложили обменять мою машину на Daewoo Nexia с условием, что ее владелец немного доплатит, а потом на Chrysler — правда, тут уже мне нужно было доплатить пять тысяч долларов. Обмен вместо продажи — такое я вижу впервые». Согласно данным опроса, проведенного специально для «Пятницы» маркетинговым агентством o­nline Market Intelligence (OMI), почти каждый пятый респондент (18,22%) уже прибегал к бартерным схемам и почти 40% «готовы попробовать». При этом 34,75% опрошенных полагают, что услуги, полученные по обмену, «могут быть оказаны неэффективно».

Фотограф Андрей Четвериков решил поработать на бартерной основе, когда понял, что ему не хватает денег на покупку новой кухни. «Я занимаюсь портретными и интерьерными съемками, однако в последнее время заказов стало не так много, — рассказывает он. — И вот я решил прибегнуть к натуральному обмену: написал в несколько компаний, занимающихся продажей кухонной мебели, предложив им сделать каталоги с продукцией в обмен на 50-процентную скидку. Дал ссылку на свой сайт, чтобы они могли познакомиться с моими работами». Ответ пришел из двух компаний — «Анонс» и «Аксиома», обе готовы рассмотреть предложение и договариваться об условиях.

«Если схема сработает, я могу так действовать и дальше. Моим родителям тоже нужна мебель — почему бы не наснимать маме на диван?» — смеется Андрей.

Бывают и совсем неожиданные случаи обменов: например, в английском Эджфилде (графство Норфолк) работает паб The Pigs, который обслуживает клиентов в обмен на выращенные ими фрукты и овощи. «Однажды кто-то принес нам овощи со своего огорода, сказал: возьмите, а то пропадут, — рассказала “Пятнице” хозяйка The Pigs Кло Уэйси. — Потом стали приносить еще и еще, поэтому в сентябре мы решили начать акцию, которая продолжается до сих пор». У входа Кло вывесила шутливое объявление: «Если вы вырастили, выловили или украли что-то вкусное, приносите нам — и мы приготовим из этого отличное блюдо». По словам г-жи Уэйси, в Норфолке отличные рыболовные и охотничьи угодья, поэтому нередко клиенты приносят в ресторан не только зелень, но и рыбу, и дичь. «Люди почитают за честь отдать нам свои продукты, это как знак качества получить», — говорит она. При этом ничего особенного клиентам в обмен не предлагают: пинту пива, бокал вина.

Кто сколько хочет

Сингапурская гостиница Ibis o­n Bencoolen, принадлежащая международной сети Accor, только что закончила акцию pay what you want: в течение февраля постояльцы, зарегистрировавшиеся на сайте отеля, назначали собственную цену за номер. Она редко превышала $100, хотя двухместный номер с бесплатным доступом в интернет официально стоит от $148. Директор по маркетингу Ibis o­n Bencoolen Хиро Иноуэ признается, что трудно вывести какую-то общую схему поведения в ответ на предложение «плати сколько хочешь». «Все зависит не только от потребительских традиций в каждой отдельной стране, но и от валютного курса, и от того, как потребители относятся к вашему бренду», — сказал он «Пятнице». Впрочем, главное в такой акции не прибыль, а реклама. «У нас зарегистрировались клиенты из ста стран, одна такая акция стоит целой масштабной рекламной кампании», — уверент г-н Иноуэ.

В ресторане Little Bay на Фаррингдон-роуд в Лондоне весь февраль от клиентов отбою не было. Люди, не заказавшие место заранее, ждали на улице в надежде, что какой-нибудь столик вот-вот освободится. Владелец ресторана Питер Илич объясняет такой успех промоакцией pay what you want. Вывеска при входе гласила: «Наша еда стоит столько, сколько вы пожелаете за нее заплатить», а в меню все цены были заклеены (проставлена только стоимость спиртного).

«Была смешная история: столик на семерых забронировали из Нью-Йорка, и американцы прилетели на один вечер просто поужинать в моем ресторане. Они так и сказали! — рассказал корреспонденту “Пятницы” Питер Илич. — А заплатили тогда хорошо, пятьдесят фунтов каждый, это превышало их заказ». Питер считает, что помимо рекламы такая акция приносит ресторану прибыль. «В среднем выручка несколько выше, чем когда мы работаем как обычно. Мои постоянные клиенты знают, сколько стоит каждое блюдо и платят, исходя из этого. Туристы — район-то туристический — платят больше. Правда, встречаются и такие, кто оставляет пару пенсов, но это их право».

Важнее внимание

В России тоже появляется оплата по принципу pay what you want, хотя у нас, в отличие от Британии, похоже, не готовы платить больше, чем обычно. В калининградском кинотеатре «Заря» в январе можно было «заплатить сколько хочешь» за просмотр картины Питера Джексона «В дурном вкусе», и арт-директор заведения Артем Рыжков остался недоволен результатом. «Людей было достаточно, тут наша задумка не провалилась, а вот финансово… Прямо скажем, мы собрали очень мало. Оказалось, что люди у нас жадноватые», — сказал он в интервью агентству РИА «Новости» и уточнил, что собранных денег едва хватило на оплату перевода.

Опрос OMI показал, что каждый второй респондент (52,82%) в аналогичной ситуации заплатит в зависимости от того, понравится ли ему фильм, и примерно поровну поделились те, кто заплатит по минимуму (21,77%) или столько, сколько обычно стоит просмотр фильма (22,18%). Генеральный директор маркетингового агентства IQ Marketing Наталья Степанюк настроена по поводу подобных акций скорее пессимистически: «Я очень люблю группу Radiohead, и мне было интересно наблюдать за их коммерческим успехом, когда они выложили на сайте свой альбом In Rainbows, предложив заплатить за него столько, сколько каждый считает нужным. Вряд ли такое возможно у нас: в России стоимость интеллектуальных услуг и так сильно недооценена, а в тяжелые времена она девальвируется полностью». Музыкальный коллектив Петра Налича по примеру Radiohead выложил в интернете свой альбом, чтобы пользователи скачивали его и оплачивали по принципу «кто сколько хочет». «Мы с самого начала понимали, что не заработаем больших денег, скорее было важно внимание людей, их участие, — рассказывает Константин Швецов, директор музыкального коллектива Петра Налича. — Пока у нас в стране еще не так развита система электронных платежей, как в Европе и Америке, так что, конечно, ни о каких реальных заработках при использовании этой системы говорить не приходится. Но попробовать было очень интересно».

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar