Один из крупнейших аптечных операторов Петербурга обратился к финансовому рынку, чтобы с помощью привлеченных средств продвигаться в Москву.

В конце прошлой недели компания «Натур Продукт Инвест» сообщила о готовящемся выпуске облигаций. Объем эмиссии составит 1 млн ценных бумаг номиналом 1 тыс. руб. каждая, срок их обращения – 3 года. Как сообщили RBC daily в компании, привлеченные средства будут потрачены в первую очередь на продвижение аптечной сети в Москву. Однако эксперты сомневаются, что компании удастся составить конкуренцию столичным игрокам – разве что посредством демпинга. Поэтому, наращивая свою капитализацию, «Натур Продукт» может готовиться не к покорению Первопрестольной, а к выгодной продаже.

По данным ЦМИ «Фармэксперт», аптечная сеть «Натур Продукт» входит в десятку ведущих розничных сетей России, при этом занимая первое место по территориальному охвату (26 регионов). По оценкам аналитиков, стоимость компании составляет около 50 млн долл. Годовой оборот не превышает 100 млн долл. Сеть аптек насчитывает 189 торговых точек, которые представлены в шести федеральных округах РФ. Компания выпускает ряд препаратов и БАД под собственным брендом. Производственные площади находятся в Нидерландах («Натур Продукт Европа»). К 2008 году «Натур Продукт» обещал увеличить количество аптек до 500. Фонд прямых инвестиций «Ренова капитал», ставший владельцем 40% акций компании в конце 2004 года, считает региональную экспансию основной стратегией ее развития. В 2006 г. акционеры вложат в компанию 40 млн долл., из них половина пойдет на развитие аптечной сети.

Впервые о размещении облигационного займа в «Натур Продукте Инвест» заговорили в июне 2004 г. Однако тогда в силу причин, которые в компании отказались комментировать, заем не состоялся. Как сообщил RBC daily директор по экономике и финансам «Натур Продукта» Николай Лотонин, нынешнее размещение, хоть и значится под серией «02», будет для компании первым. Кто будет размещать облигации, и какова их возможная доходность – пока, по словам г-на Лотонина, закрытая информация. Привлеченные средства будут потрачены в первую очередь на продвижение сети в столицу. «Пока для нас это наиболее оправданно, поскольку в Москве мы не были широко представлены, – сообщил Николай Лотонин. – В 2006 г. на расширение сети планируется потратить около 15–20 млн долл.». По его словам, оставшиеся от размещения средства будут потрачены на развитие в других регионах и частично на погашение кредиторской задолженности компании. Точную сумму кредиторской задолженности компания раскроет в информационном меморандуме, который выйдет в июне.

Конкуренты считают выход сети «Натур Продукт» на столичный рынок оправданным, но трудным шагом. По мнению владельца петербуржской аптечной сети «Фармакор» Александра Афанасьева, московский рынок, хотя и плотно занятый местными операторами, имеет большую емкость, чем питерский, поэтому туда стремятся региональные операторы. Вопрос лишь в том, какую долю сможет занять новый игрок. «Можно открывать аптеки, которые не будут давать экономической выгоды, – сказал RBC daily г-н Афанасьев. – Однако если «Натур Продукт» найдет способ за год открыть там 70 точек и занять существенную долю рынка, это будет целесообразно. В противном случае это имиджевый проект, не влияющий на реальные экономические показатели». Открытие одной аптеки в Москве обходится примерно в 100 тыс. долл. Занятой на фондовом рынке суммы на это вполне хватит.

Впрочем, по мнению генерального директора Национальной дистрибьюторской компании Настасьи Ивановой, для аптечной сети «Натур Продукт» присутствие в Москве не является самоцелью. «Конкуренция огромна, и средства, которые придется потратить, чтобы занять значительную долю рынка, могут в итоге превысить возможную прибыль», – считает г-жа Иванова. То есть продвижение в столицу – очень смелый шаг для региональных операторов. «Перспективы весьма ограниченны, – говорит RBC daily аналитик ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов. – Конкурировать с лидерами – «36,6», «03» или «Ригла» – по набору дополнительных услуг и сопутствующей продукции уже трудно. Единственное конкурентное преимущество – цены. Придется предлагать все то же самое, только дешевле».

Однако внезапное расширение аптечной сети и увеличение капитализации может говорить о другом намерении. «Месяц назад «Ренова капитал» инвестировал в компанию 40 млн долл., – отмечает Давид Мелик-Гусейнов. – Такие существенные денежные вливания должны проходить в прозрачных для акционеров условиях. Выход на фондовый рынок также обязывает компанию быть открытой и прозрачной. Вполне возможно, что благодаря этому в скором времени мы станем свидетелями громкой покупки, скорее всего, иностранным игроком аптечной сети «Натур Продукт». Продвижение компании на московский рынок говорит о ее стремлении увеличить охват наиболее активных в потребительском отношении регионов, после чего она, имея в своем портфеле более 300 аптек, сможет продаться как национальная аптечная сеть».

По информации RBC daily, к российским розничным сетям уже проявлял интерес британский фармацевтический концерн Alliance UniChem, недавно купивший сеть «Аптека-Холдинг». По мнению аналитиков, «Натур Продукт» – вполне подходящий для этого актив с хорошим присутствием в регионах и собственным дистрибьюторским подразделением. Однако в самой компании версию о скорой продаже отрицают. Представитель Alliance UniChem подтвердил RBC daily намерение компании расширять свой бизнес в России. «Вопросу приобретений будет уделено серьезное внимание, – заявил источник. – Однако мы не даем информацию о наших целях. Поэтому мы не сможем подтвердить или опровергнуть вопрос о переговорах в Санкт-Петербурге по приобретению сети «Натур Продукт»».

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar