"Новые лидеры" российского бизнеса считают главным барьером развития не коррупцию, бюрократию, налоги или макроэкономические проблемы, а нехватку квалифицированных работников.
Об этом говорят результаты опроса руководителей 54 российских компаний, приведенные в исследовании "Неизвестная Россия: энергия предпринимателей" (Unknown Russia: Powered by Entrepreneurs). Исследование провел международный Экспертный совет по России в рамках Всемирного экономического форума, оно будет обнародовано на начавшемся в среду форуме в Давосе. РБК ознакомился с его итогами заранее.
Секрет успеха
"Новыми лидерами" российской экономики авторы исследования считают компании, которые демонстрируют выдающиеся показатели в своей отрасли, создали новые бизнес-модели или успешно адаптировали и масштабировали существующие и выигрывают конкуренцию у международных игроков – хотя бы на внутреннем рынке. К таким "динамично развивающимся и глобально конкурентоспособным" компаниям авторы исследования отнесли Yandex, "Магнит", Qiwi, Splat, Ozon, Tinkoff Credit Systems, Luxoft, "МегаФон" и другие – всего в исследовании описаны 70 компаний из 11 регионов страны.
30% опрошенных руководителей этих компаний назвали главным барьером для бизнеса нехватку квалифицированных кадров. Второе место (28% голосов) в этом списке заняла бюрократическая волокита, третье и четвертое (по 26%) поделили избыточное регулирование бизнеса и макроэкономическая неопределенность, на пятом месте (18,5%) – нехватка финансовых ресурсов. Коррупцию или несовершенство налоговой системы в числе барьеров для бизнеса назвали лишь 15% опрошенных.
Отвечая на вопрос, в чем секрет их успеха, "новые лидеры" снова говорили о кадрах: сотрудников/команду в качестве главного фактора успеха назвали 59% опрошенных. Второе место с большим отставанием занял "конкурентоспособный продукт" (35%), третье – "гибкость и инновационность (31,5%). Только один респондент из пяти посчитал залогом успеха оказаться в нужное время в нужном месте.
Ни одна из опрошенных компаний не считает социальную ответственность бизнеса чем‑то совершенно ненужным или малоэффективным, а скептицизм в этом отношении проявили лишь 5,5% опрошенных. Вместе с тем половина компаний, участвовавших в исследовании, считают, что платить все налоги и белые зарплаты – это уже социально ответственное поведение.
Знакомство с Россией
Основной задачей исследования его авторы называют желание показать миру "неизвестную" Россию – страну, в которой развивается нересурсное, динамичное и продвинутое предпринимательство. Исследование состоит из трех частей, каждая из которых посвящена одному или нескольким аспектам ведения бизнеса в России.
В первой главе представлены результаты опроса "новых лидеров", который провели советник Алексея Кудрина и член Совета по России ВЭФа Павел Демидов и исследователь Андрей Завадский. Целью этой части исследования было не просто определить основные барьеры российской бизнес-среды, факторы успеха предпринимателей и их отношение к концепции социальной ответственности, но и создать для представителей нового российского бизнеса пространство для "прямой речи", говорится в исследовании.
Вторая глава доклада подготовлена исследователями Московской школы управления "Сколково" под руководством ее ректора Андрея Шаронова, в ней рассматриваются успешные бизнес-стратегии "новых лидеров".
Авторы выделяют четыре бизнес-стратегии. Первый подход – досконально изучить местный рынок и его специфику, после чего предложить российскому потребителю специально созданный для него локальный продукт (Local Offering). Это подход таких компаний, как Qiwi или Yandex, отмечается в исследовании. Вторая стратегия – адаптировать успешно работающую на других рынках модель к специфике российского рынка, как сделал, например, Ozon (Best Adaptors). Третий подход – использовать российские конкурентные преимущества для создания глобально конкурентоспособного продукта и занятие глобальной ниши (Global Niche). В качестве примера такой стратегии авторы приводят деятельность компании Alawar, одного из глобальных лидеров в производстве компьютерных игр. Наконец, четвертый подход предполагает использование лучших международных практик и компетенций для создания глобально конкурентоспособного продукта: такие компании, как ABBYY и Luxoft, могут быть названы "гражданами мира" (Global Citizen), считают авторы исследования.
В третьей части доклада, подготовленной коллективом авторов под руководством профессора INSEAD Станислава Шекшни при поддержке Агентства стратегических инициатив, исследуются истории успеха двух глобальных компаний российского происхождения, обладающих, по мнению авторов, узнаваемыми международными брендами – "Лаборатория Касперского" и "Аэрофлот".
Полная версия доклада на английском языке будет опубликована на сайте Всемирного экономического форума.
Совет ВЭФ по России ежегодно представляет на Давосском форуме новое исследование. В первом исследовании совета в 2013 году на основе качественного опроса более 300 российских и зарубежных экспертов были предложены три сценария развития России. В 2014 году в продолжение одного из разработанных сценариев фокус исследования сместился на региональный уровень: в докладе были исследованы лучшие практики работы с бизнесом передовых по показателям рейтинга Doing Business российских регионов – Республики Татарстан, Калужской области и Ульяновской области. Третий доклад продолжает логику предыдущих двух: от государства – к регионам, от регионов – к компаниям.
В 2012–2014 годах Совет по России возглавлял бывший министр финансов России Алексей Кудрин, с этого года председателем совета является профессор экономики Йельского университета Олег Цывинский.