Закон «Об обращении лекарственных средств», который вступает в силу 1 сентября, разрешает аптекам продавать «лечебную парфюмерно-косметическую продукцию». Но что делать с той продукцией, которая не считается лечебной, аптеки не знают. По словам Нелли Игнатьевой, исполнительного директора Российской ассоциации аптечных сетей (объединяет 20 сетей), ассоциация готовит письмо в Минздравсоцразвития с просьбой пояснить позицию.
В среднем доля парфюмерно-косметической продукции составляет 5% в аптечном ассортименте, в крупных сетях с открытой выкладкой она может превышать 10%, говорит Сергей Шуляк, гендиректор DSM Group. Около 14% косметической продукции, по данным Александры Скоробогатовой, исполнительного директора Российской парфюмерно-косметической ассоциации (РПКА), реализуется через аптеки. Ритейлеры обычно держат двухмесячный запас парфюмерно-косметической продукции, у компаний, которые работают под собственными торговыми марками, он может достигать трех месяцев, говорит Игнатьева.
Новый закон предусматривает, что продающаяся в аптеке косметика должна обладать лечебными свойствами, говорит представитель Минздравсоцразвития. Каким образом такие свойства должны быть подтверждены, он не сообщил.
Сейчас закон не разделяет парфюмерно-косметическую продукцию на лечебную и нелечебную, напоминает Игнатьева. Понятие «лечебная косметика» сейчас лишь маркетинговое, говорит Давид Мелик-Гусейнов из «Фармэксперта». Производитель может обратиться в Росздравнадзор с просьбой зарегистрировать продукт как обладающий лечебными свойствами, говорит Юлия Федорова, старший юрист компании CMS. Но закон предусматривает регистрацию только для лекарственных средств (процедура занимает до 210 дней без учета клинических исследований).
Две крупные аптечные сети уже официально уведомили поставщиков, что с 1 сентября не будут принимать на реализацию нелечебную косметику, знает Скоробогатова из РПКА. Какие именно сети это сделали, она не сообщила.