ФНС привлекла бизнес к решению проблемы излишнего налогового администрирования. Совместно с «Деловой Россией» ведомство создаст рабочую группу, которая займется упрощением бухгалтерского и налогового учета. Юристы считают этот шаг частью курса на изменение принципов работы налоговой, но сомневаются, что уменьшить число бумаг действительно удастся.

Рабочая группа займется упрощением деклараций, систематизацией и унификацией учетных документов, переходом на электронную передачу данных и постарается освободить бухгалтеров от необходимости ведения параллельных систем учета, рассказал журналистам заместитель руководителя ФНС Даниил Егоров. «Мы посмотрим те показатели декларации, которые есть; рассмотрим, что можно убрать из учета, а что нельзя. С нашей точки зрения, больше внимания нужно уделить самому учету, а не декларациям: там проблем гораздо больше», — считает г-н Егоров. Группа также рассмотрит вопрос перехода к электронному учету. По словам г-на Егорова, законодательно такая возможность уже есть: документ прошел третье чтение в Госдуме. «Соответственно, как только вступит в силу закон, вступят в силу и изменения в постановление «О порядке ведения электронных счетов-фактур», и дальше мы запускаем этот продукт на рынок», — рассказал он.

Сложное налоговое администрирование влияет в первую очередь на инвестиционный климат страны, рассказал РБК daily президент «Деловой России» Александр Галушка. В рейтинге Doing Business по качеству налогообложения Россия занимает 105-е место среди 183 стран. «На треть это вина ставок налогов, но на две трети — это влияние качества налогового администрирования», — объясняет он. В Швеции вся налоговая документация содержится на двух страницах, в России мы везем документы в налоговую на «Газелях», рассказывает г-н Галушка.

Сейчас в России около 5 млн бухгалтеров, это значит, что на каждые 14 работников приходится один бухгалтер. «Это все огромная нагрузка на бизнес. Такая ситуация накапливается уже давно, в последнее время она стала немного исправляться, но для этого надо время», — считает г-н Галушка. Работа совместной группы, которая должна освободить налого­плательщиков от лишней нагрузки, должна начаться уже со следующей недели.

В России с налоговым администрированием всегда было непросто, но в последнее время система становится все сложнее, считает юрист «Инвесткафе» Олег Малкин. «Начинающим бизнесменам трудно, они не знают, куда идти, какие бумаги надо заполнять, как платить. Надо упрощать эту систему, сводить ее к одной декларации и к одному налогу, может быть», — полагает он.

Документооборот с налоговой действительно большой, но он вынужденный, уточняет юрист компании Vegas Lex Станислав Геворков. «Сейчас все документы касаются вычетов и выездных проверок. Едва ли это настолько сложно, насколько этому уделяется внимание», — считает он. Однако снижение налогового администрирования вполне укладывается в идеологию главы ФНС г-на Мишустина, который признает ведомство в качестве сервисной службы.

Впрочем, для крупных компаний в скором времени ситуация с документами может ухудшиться в связи с введением трансфертного ценообразования, подчеркивает г-н Геворков. Законопроект, принятый в третьем чтении на последнем в весеннюю сессию пленарном заседании Госдумы, подразумевает ужесточение ценообразования на товары и услуги взаимозависимыми компаниями. Бизнес должен будет отчитываться перед налоговой за сделки объемом более 3 млрд руб. со следующего года, к 2014 году порог будет снижен до 1 млрд руб. «Если законопроект будет принят в нынешней редакции, компаниям придется подтверждать цены по сделкам и предоставлять документы в налоговые органы, если сумма сделки превышает установленные критерии. Это значительно повысит число необходимых документов», — считает юрист.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments