Статистика Высшего арбитражного суда зафиксировала почти 70-процентный рост числа споров компаний друг с другом в первой половине 2009 года по сравнению с таким же периодом 2008 года. При этом число разбирательств бизнеса с властью за этот период возросло лишь на 4%. Впрочем, по словам экспертов, приостановка роста числа споров с госорганами временная и носит искусственный характер — она вызвана вступившей в 2009 году правкой к законодательству.
Согласно данным Высшего арбитражного суда (ВАС), в первой половине 2009 года арбитражные суды рассмотрели 346 тыс. дел по спорам, возникающим из гражданских правоотношений ("бизнес—бизнес"). В первой половине 2008 года таких тяжб было 208 тыс. Рост, таким образом, составил 67%. Количество же споров, возникающих из административных правоотношений, то есть "бизнес—власть", возросло лишь на 4% — co 178 тыс. до 185 тыс. Судя по статистике, самая болезненная тема в отношениях между компаниями — это исполнение поставок по заключенным договорам (80 тыс. споров; рост на 31%). Однако самым "кризисным" показателем стал беспрецедентный рост числа споров, связанных со страхованием. Если в первой половине 2008 года их было 8,7 тыс., то за полугодие 2009 года — уже 34,7 тыс. Рост — 300%. "Это значит, что сейчас стороны подписывают договоры страхования, не собираясь их выполнять,— говорит управляющий партнер компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Сергей Пепеляев.— Страховщик рассчитывает уклониться от выплат при наступлении страхового случая — страхователь знает, что будет добиваться их вне зависимости от того, насколько они обоснованны". Такой подход юрист объясняет кризисом, вызвавшим нехватку средств у бизнеса.
В спорах правоотношений "бизнес—власть" главной темой по-прежнему остаются налоги. По этому виду дел ВАС неожиданно фиксирует снижение — число споров с налоговыми органами в сравнении с сопоставимым периодом сократилось на 13%. По словам Сергея Пепеляева, снижение числа таких дел носит "искусственный характер": связано оно с тем, что начиная с осени 2008 года декларации по налогу на добавленную стоимость (НДС) компании подают не ежемесячно, а раз в квартал. Так что теперь связанные с НДС иски (основная часть всех споров) подаются не двенадцать, а четыре раза в год. Вторая причина — введенная с 2009 года норма о том, что компания может подать судебный иск к налоговой инспекции лишь после того, как дождется ответа на жалобу, направленную в вышестоящий налоговый орган. Из-за этого в январе—феврале налоговые иски почти не подавались.
"Вывод о том, что в кризис суды стали чаще вставать на сторону налоговых органов, сделать нельзя,— отмечает Сергей Пепеляев.— По-прежнему налогоплательщиками выигрываются около 70% споров". Ужесточение подхода, по его словам, можно отметить лишь в отношении фирм-однодневок. При этом с их создателями госорганы не борются — претензии "в неосмотрительном выборе" поставщиков сейчас в массовом порядке предъявляются добросовестным компаниям. Налоговики отказываются принимать затраты для исчисления налога на прибыль или вычеты по НДС, в случае если не могут найти компанию-поставщика. Напомним, что именно операции с однодневками налоговые органы вменили в вину таким сетям, как "Связной", "Техносила", "Эльдорадо". "Эта проблема касается любого вида бизнеса, и от нее невозможно уберечься. Как бы ни были предприниматели осторожны при выборе контрагентов, виновными в итоге оказываются они, а не мошенники, зарегистрировавшие однодневку",— отмечает партнер компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Валентина Акимова.