Согласно отчету, подготовленному экспертами компании Cushman & Wakefield, прогнозируемый на 2011 г. объем ввода новых торговых центров не оправдал ожиданий. Основной причиной сложившейся ситуации стали задержки в строительстве в ряде европейских стран.
Из-за спада темпов строительства торговой недвижимости в ряде стран прирост новых торговых площадей в Европе составил лишь 5,9 млн кв.м., что практически сопоставимо с результатами 2010 г. Если бы девелоперам удалось успешно реализовать все проекты, заявленные к вводу в 2011 г., европейский рынок торговой недвижимости увеличился бы на 6,8 млн кв.м. или на 15% от объема рынка, зафиксированного в 2010 г.
Анализ ситуации, сложившейся на рынках торговой недвижимости в 34 европейских странах, показал, что в 19 из них объемы ввода новых торговых площадей в 2011 г. значительно снизились по сравнению с показателями 2010 г.
Падение темпов строительства отмечается на рынках таких стран, как Россия, Турция и Италия. В Чехии, Австрии, Словакии, Хорватии и Болгарии объем торговых площадей в 2011 г. не изменился с прошлого года. В Германии в 2011 г. показатель ввода новых торговых площадей оказался самым низким с 1989 г.
Согласно результатам исследований Cushman & Wakefield, в 2011 г. в Европе в общей сложности было реализовано 197 проектов торговых центров, завершение 117 из них пришлось на вторую половину года. Основной прирост торговых площадей пришелся на страны Центральной и Восточной Европы и составил 65% от общего числа торговых центров, открытых в 2011 г. Тенденцию к активному росту, как и прежде, демонстрировали рынки России и Турции – на их долю приходится 42% торговых площадей, открытых в прошлом году. Признаки восстановления отмечены на рынках торговой недвижимости Польши, Франции и Финляндии.
Самыми крупными завершенными проектами по итогам прошлого года стали лондонский Westfield Stratford City (176 500 кв.м), стамбульский Marmara Forum (156 000 кв.м) , а также ТЦ Marineda City (146 000 кв.м), открытый в городе Коруна (Испания). С учетом количества торговых центров, введенных в эксплуатацию в минувшем году, на 1 января 2012 г. общее количество арендопригодных площадей (GLA) на европейском рынке торговой недвижимости составило 139,9 млн кв.м. Это значит, что на каждую 1000 жителей ЕС сегодня приходится порядка 246,4 кв.м торговых площадей.
Согласно прогнозам, в 2012-2013 гг. объем рынка торговой недвижимости в Европе может увеличиться на 10,9 млн кв.м, причем, предполагается, что 6,4 млн кв.м из них будут завершены уже в текущем году. Однако эксперты не исключают, что темпы роста могут замедлиться в результате приостановки или отстрочки реализации ряда проектов.
61% от общего числа новых торговых площадей приходится на рынки торговой недвижимости Центральной и Восточной Европы, причем первыми в списке лидеров как и прежде называются Россия и Турция, доля которых составляет порядка 32%. В Западной Европе продолжают доминировать Франция и Италия.
Самыми крупными проектами, ввод в эксплуатацию которых ожидается в 2012-2013 гг., станут торговый центр Oz Mall общей площадью 169 000 кв.м (Краснодар, Россия), открытие которого планировалось еще на конец 2011 г., Mall of Istanbul общей площадью 135 000 кв.м (Стамбул, Турция) и Puerto Venecia (123 500 кв.м) (Сарагоса, Испания).
Инвестиции в торговую недвижимость в 2011 г. составили порядка 40 млрд евро, что на 3,5% больше, чем в 2010 г. На торговую недвижимость пришлось 32% общих инвестиций в коммерческую недвижимость (33% в прошлом году).
Доминирующие позиции в развитии европейского рынка торговой недвижимости по-прежнему занимают Великобритания и Германия, на долю которых в настоящее время приходится 57% инвестиций в торговую недвижимость. Причем, даже несмотря на 15% снижение по сравнению с 2010 г., Великобритания по-прежнему остается рынком номер один, в 2011 г. инвестиции в торговую недвижимость там составили порядка 12 млрд евро.