По оценкам экспертов, законодательство о государственно-частном партнерстве в России хуже, чем в Замбии. По поручению Владимира Путина Минфин и Минэкономразвития должны за два месяца решить, в какую сторону его развивать: совершенствовать региональное либо создавать консолидированное федеральное.
В сентябре председатель правительства поручил Минфину и Минэкономразвития проанализировать работу механизма государственно-частного партнерства (ГЧП) в России и представить свое мнение о развитии законодательства в этой сфере. Причиной поручения стало нежелание инвесторов идти в российские регионы именно из-за отсутствия четких правил игры на местах — по оценкам экспертов, российское законодательство этой сферы уступает даже замбийскому.
Ведомства пока не могут определиться — развивать региональное законодательство или создать новый федеральный закон. Среди основных аргументов сторонников первого пути — оперативность принятия таких документов (найти консенсус на федеральном уровне намного сложнее) и возможность конкуренции с другими регионами (от качества закона зависит, насколько регион может быть интересен инвестору). В частности, эксперты считают, что можно усовершенствовать закон о концессиях и принять поправки в Гражданский кодекс и закон о госзакупках.
Идеологи разработки федерального закона акцентируют внимание на том, что качество проработки нормативных положений «сверху» значительно выше и содержит меньше рисков для частных инвесторов. Кроме того, принятие нового или изменение существующего регулирования на федеральном уровне может привести к правовым коллизиям с региональным законодательством.
«Пока рано говорить о том, какая сторона в этом споре побеждает», — заявила вчера начальник отдела ГЧП департамента инвестиционной политики Минэкономразвития Мария Ермальчук в ходе форума «Инфраструктурные проекты России: партнерство бизнеса и власти». Однако уже стало очевидным, что необходим четкий анализ и аудит федерального законодательства в этой области, добавила она.
По словам источника РБК daily, знакомого с ситуацией, Минфин тоже пока занимает выжидательную позицию. «Ранее в министерстве склонялись к варианту принятия федерального закона, однако после отставки Алексея Кудрина вопрос был отложен», — говорит источник. Сюжет «спуска закона сверху» также более импонирует самим регионам, которые признаются, что существующие правовые акты о ГЧП носят чисто декларативный характер и не работают на деле.
«Эксперты сходятся в том, что необходимо именно федеральное правовое регулирование ГЧП. Причем нужен закон, который автоматически внесет поправки во все сопутствующие законодательные акты и законы», — рассказал РБК daily председатель правления центра развития ГЧП Павел Селезнев. По его словам, принятие региональных законов в итоге выйдет дороже, что отразится и на инвесторах, вынужденных проводить больше консалтинговых работ и экспертиз. К тому же эксперты центра склоняются к тому, что термин ГЧП нужно переименовать в ПЧП (публично-частное партнерство). «Термин ПЧП расширяет количество участвующих субъектов. Сейчас под ГЧП, в частности, не подпадают муниципалитеты», — говорит он.