Крупные федеральные фуд-ритейлеры уже вышли на рынок онлайн-торговли продуктами питания и с успехом забирают покупателей у офлайн-ритейлеров. Конечно, скоро люди вернутся к стандартному распорядку жизни и снова переключатся на покупку еды в обычных магазинах. Но так поступят далеко не все. Кризис пройдет, а привычка покупать продукты питания в интернет-магазинах останется.
Скорость перехода малой и средней FMCG-розницы к онлайн-торговле становится критичной для выживания в текущих условиях. Нужно не только быстро запустить интернет-магазин, но и не наделать ошибок при этом.
Команда АСТОР уже 10 лет накапливает опыт внедрения, участвуя в проектах по запуску интернет-магазинов российских и западных ритейлеров. Полученный опыт в организации онлайн-торговли мы вложили в создание типового решения для управления интернет-магазином — RS.Ecommerce. Расскажем о нескольких ключевых моментах, на которые стоит обратить внимание фуд-ритейлеру при запуске собственного интернет-магазина.
Выбор решения и подрядчика
Многие управленцы до сих пор верят, что запустить интернет-магазин не сложнее, чем создать сайт компании. Чаще всего ритейлер обращается с задачей в ближайшую веб-студию, и получает типовой проект интернет-склада, который придется полгода дорабатывать под специфику FMCG, работу с маркированным товаром и ЕГАИС, работу с кассой интернет-магазина, актуальными остатками, товарными матрицами и другими аспектами онлайн-торговли. Веб-студии понадобится детальная постановка задачи. У многих малых и средних ритейлеров таких компетенций еще нет.
Даже если такой проект будет выполнен, нет никаких гарантий, что во время эксплуатации интернет-магазину хватит производительности, чтобы переварить огромный объем транзакций, которым фуд-ритейл отличается от других отраслей торговли.
Требования законодательства регулярно добавляют новых задач ритейлерам. Для этого система интернет-магазина должна поддерживаться и развиваться промышленным способом.
Избежать подобных ситуаций можно, но для этого нужно выбирать подрядчика с сильными компетенциями в продуктовой рознице, который уже делал подобные проекты и имеет готовое решение, в котором из “коробки” есть вся отраслевая специфика, гарантировано развитие продукта и его соответствие новым государственным инициативам.
Работа с каталогом и свойствами товаров
Стандартный справочник товаров из системы не подходит для каталога интернет-магазина. Многоуровневая иерархия товарного справочника удобна менеджерам, но покупатель не захочет с ней разбираться. Для него оптимально два уровня вложенности в каталоге на сайте.
Кроме того, каждую карточку товара в интернет-магазине придется дополнить свойствами, не важными для учета, но критичными для покупателя. Это фотографии товара, состав, количество белков/жиров/углеводов, поисковые синонимы для предложения похожих товаров и т.д.
Омниканальные цены и лояльность
Разные цены в интернет-магазине и розничной точке запутают покупателя. Точно так же покупатель не обрадуется, если не получит бонусные баллы при покупке в интернет-магазине, или не сможет потратить их в офлайн-точке.
Для обеспечения омниканального взаимодействия с покупателем в решении RS.Ecommerce есть типовая интеграция с системами лояльности и товародвижения АСТОР. Также есть типовые механизмы для интеграции с системами других вендоров.
Управление заказами
Срок исполнения заказа, его комплектность, и информирование о статусе выполнения – основные критерии оценки качества работы интернет-магазина для покупателя. Ритейлеру же важно, чтобы интернет-заказы не нарушали работу цепочки поставок и процессы офлайн-точек.
В RS.Ecommerce неразрывность процессов работы интернет-магазина обеспечивается системой управления заказами (OMS). В ней ритейлер может централизованно управлять заказами по всем каналам продаж, получать детальную информацию о всех транзакциях, и отслеживать каждый шаг обработки заказа и уведомлять покупателя об изменениях. Комплектовщики работают автоматизировано, с помощью терминалов сбора данных(ТСД). Во время сборки фиксируется реальный вес и количество товара, считываются данные с марок, и оперативно передаются в «Честный знак» или ЕГАИС. Операторы колл-центра видят всю информацию в едином интерфейсе, и могут оперативно решать проблемы с конкретными заказами.
Click&Collect — решаем проблему “последней мили”
Покупатель должен иметь возможность получить товар не только курьером, но и самостоятельно забрать заказ из ближайшего магазина или продуктомата в удобное время.
Click&Collect дает ритейлеру дополнительное преимущество — покупатель получает товар в магазине, значит можно продавать алкоголь через интернет-витрину не нарушая закон.
Важно, чтобы интернет-магазин умел передавать в нужную торговую точку время и состав заказа, а ее сотрудники были мотивированы на своевременную сборку заказа. Если используются продуктоматы, алгоритм обработки заказа должен учитывать их физические возможности. RS.Ecommerce назначит ячейку-холодильник для заказа с охлажденными товарами. При превышении допустимого веса система зарезервирует несколько ячеек.
Меньше ручного труда — меньше ошибок
Ритейлеру следует озаботиться о снижении нагрузки на операторов бэк-офиса. В RS.Ecommerce мы избавили их от большей части рутинной работы. В специальном интерфейсе курьеры передают в систему итоговые данные о заказах, с учетом товарных позиций от которых клиент отказался. Это позволяет закрывать заказы в автоматическом режиме.
Онлайн оплата весового товара
Работа по предоплате защищает ритейлера от нечестных покупателей. Чтобы сохранить возможность предоплаты для заказов с весовым товаром, в RS.Ecommerce допустима блокировка суммы на карте клиента. Списание средств произойдет только когда станет известен фактический вес и стоимость товаров в заказе.
Больше информации вы можете получить на сайте astorsoft.ru, по телефону +7 (495) 363-06-60, или напишите на info@astorsoft.ru
*материал опубликован на правах рекламы.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.