Росалкогольрегулирование (РАР) планирует обновить ЕГАИС и усилить контроль в оптовом звене. С 1 июля служба начнет тестировать новую версию системы, в которой дистрибуторы и ритейлеры, закупающие алкоголь в больших объемах, смогут фиксировать каждую бутылку, а не только партии, как сейчас. В перспективе такой подход станет обязательным для участников рынка, что, по их мнению, может парализовать работу распределительных центров: там просто не предусмотрен доступ к единице товара.
РАР предупредило ритейлеров об обновлении ЕГАИС, рассказали "Коммерсанту" несколько участников рынка. По их словам, на прошлой неделе ведомство провело встречу с представителями бизнеса, на которой сообщило, что с 1 июля оптовое звено ЕГАИС сможет работать фактически по розничным правилам. "При фиксации спиртного в опте появится возможность помарочно сканировать каждую бутылку",— пояснил один из участников встречи. Сейчас такой учет действует при производстве спиртного и его розничной продаже. Собеседники "Коммерсанта" подчеркнули, что на первом этапе эту опцию можно будет использовать добровольно, но в перспективе такой подход станет обязательным для всех участников рынка. Но когда это произойдет, пока неизвестно. Эту информацию подтвердили в РАР. В Минфине, ответственном за госполитику в области регулирования алкоголя, не ответили на запрос "Коммерсанта".
Обновление призвано снизить риски проникновения на рынок контрафакта и усилить систему учета остатков, считают в ГК "Дикси". Компания поддерживает решение регулятора и уже начала анализ и подготовку к процессу помарочного учета, сообщил ее представитель. Впрочем, другой крупный ритейлер говорит, что в действующих распределительных центрах вообще нет возможности работать с единицей товара, одной бутылкой. "Сегодня мы сортируем товар коробками, палетами и т. д., но никак не бутылками",— поясняет он. Если сетям придется сканировать каждую бутылку на распределительном центре, то движение товара сильно замедлится, образуются огромные очереди, прогнозирует собеседник "Коммерсанта". Также возрастет нагрузка на компании, поскольку им потребуется дополнительный персонал, который в ручном режиме будет сканировать на складе каждую бутылку, добавил он. По предварительной оценке другого ритейлера, помарочный учет может повлечь как рост цены на полке, так и полную остановку движения товара. Работа в рамках предполагаемых изменений, безусловно, потребует доработок учетных систем, изменений в бизнес-процессах и во взаимодействии с поставщиками алкоголя, соглашается третий участник рынка. Он рассчитывает, что будет предоставлен достаточный тестовый период для адаптации к изменениям.
Инициатива РАР несвоевременна, уверен член президиума "Опоры России" Алексей Небольсин. "Помарочный учет нужно было вводить в тот момент, когда ЕГАИС только внедрялась в оптовом звене",— считает он. Для производителей спиртного ЕГАИС заработала в 2006 году. Через десять лет, с 1 января 2016 года, к ней были подключены оптовые продавцы, с 1 июля — розничные сети.
Несмотря на то что так государство пытается бороться с недобросовестными производителями, пострадать от нововведений могут именно крупные дистрибуторы и ритейлеры, резюмирует господин Небольсин. Президент виноторговой компании Simple Максим Каширин подчеркивает, что помимо дополнительного персонала и оборудования бизнесу потребуется расширение складских площадей, что влечет довольно серьезные инвестиции. "Естественно, их придется вложить в цену, которая в результате существенно вырастет",— прогнозирует он. По его мнению, вводить помарочный учет для всей продукции нелогично, так как проблемная категория, по сути, одна — водка.
Пока не закончится тестовый период, участники рынка могут фиксировать продукцию по старой схеме, успокаивают в РАР. "Мы активно взаимодействуем с участниками рынка и анализируем всю поступающую от них информацию, связанную с переходом на помарочный учет",— заявил представитель службы.