Фредрик Фамм, глава представительства Hennes&Mauritz (H&M) в России, об особенностях работы в России и планах развития сети.
— Каковы ваши впечатления от открытия первого H&M в Санкт-Петербурге?
— Отличные впечатления! На запуске нашего первого магазина H&M в торговом центре «Метрополис» в Москве собралось около 5 000 человек. Сегодня в «Меге-Дыбенко» я долго шел вдоль длинной очереди, которая казалась нескончаемой. По примерным оценкам к открытию собралось около 2 000 человек.
— К открытию в Петербурге была приурочена большая маркетинговая кампания. Вы планируете такую дорогостоящую маркетинговую поддержку и в дальнейшем?
— Я не могу комментировать какие-то конкретные цифры, но мы постоянно практикуем такие рекламные кампании перед открытиями всех магазинов H&M, а также перед выходом новых коллекций, созданных известными дизайнерами, и просто перед сезонными коллекциями.
— В течение этого года в прессе анонсировались открытия ваших магазинов в петербургских торговых центрах «Стокманн» и «Лето».
— Я могу только подтвердить наши планы по открытию в «Стокманне». Мы запустим там магазин в 2010 г. Он должен был стать нашим первым объектом в Петербурге. Но обстоятельства сложились так, что благодаря открытию магазина в «МЕГА Дыбенко», H&M появился в Петербурге раньше, чем планировалось.
Насчет объекта в ТЦ «Лето» (брокер проекта — Jones Lang LaSalle объявил об открытии H&M в мае 2009 г. –ред.) — мы не подтверждаем слухи. Мы объявляем о запуске новых магазинов, только если у нас есть контракт с компанией, которая сдает площадь в аренду. Этот объект не был анонсирован H&M.
— Проработав на российском одежном рынке полгода, как Вы его можете охарактеризовать?
— Мы были очень хорошо приняты в российскими покупателями. Хочется верить, что наша концепция «мода и качество по оптимальной цене», работающая по всему миру, приживется и здесь. Исторически так сложилось, что на протяжении всего существования нашей компании, а это около 65 лет, мы себя хорошо чувствуем на рынке одежды. Мы не оцениваем сегодняшний период в России, как плохой.
— H&M использует это время, когда многие одежные операторы испытывают затруднения, для укрепления своих позиций в России?
— Безусловно, многих людей в наших магазинах привлекает то, что они могут приобрести качественные вещи по приемлемым ценам. Для нас в период экономического кризиса появилась возможность рассматривать больше интересных помещений для аренды, подходящих для магазинов H&M. Когда мы выбираем место, то всегда смотрим, чтобы оно было самым лучшим в городе.
— Первые российские магазины оправдали ожидания?
— Мы очень довольны результатами работы в России. На открытии первого H&M была очередь из 5 000 человек. В магазин в «МЕГА Дыбенко» даже спустя три часа после открытия все равно стоит большая очередь.
— С какими трудностями компании пришлось столкнуться при открытии магазинов в России?
— Серьезных проблем, наверно, не было. Безусловно, была проведена большая работа, решались вопросы, как и в любом другом бизнесе.
— Есть ли проблемы с логистикой и поставками в Россию?
— У нас нет проблем с импортом наших товаров в Россию в силу того, что наша компания все планирует заранее. Коллекции H&M приходят в одно время во все магазины по всему миру.
— Российские магазины H&M как-то отличаются от европейских? Ассортиментом или зонированием в торговом зале?
— Наша компания глобальная, и тот дизайн магазинов, который используется в 35 странах мира, применен и в России. Фэшн — это тоже глобальное явление. И в магазинах в разных странах совпадает 80% ассортимента сети. Но, например, в силу холодных климатических условий в России мы предлагаем больше теплых вещей.
Наши магазины и их концепция одинаковы по всему миру. Мы прилагаем все усилия, чтобы все торговые точки были на одном уровне.
— Отличается ли российский покупатель от покупателей в других странах?
— Я не могу выделить какой-то разницы. И в Лондоне, и в Стокгольме, и в России есть люди, которые любят моду.
— Какие у вас планы по развитию в России на 2010 г.?
— Экспансия и развитие в московском регионе и в Санкт-Петербурге. Сейчас мы занимаемся поиском лучших мест для наших магазинов. Каких-то конкретных цифр или локаций у нас нет.
— Какие регионы являются приоритетными для развития в России?
-Мы не разглашаем данную информацию. В ближайшие годы — пока только Санкт-Петербург и Москва.
— Почему не рассматриваете экспансию в регионы?
— На наш взгляд, пока имеет смысл сконцентрироваться только на двух городах. Тогда мы лучше поймем рынок и потребности покупателей.
Но мы не говорим ни «да», ни «нет» развитию в других городах. Когда наступит время, и мы почувствуем, что можем выйти в другие регионы, то, безусловно, это сделаем. Мы просто ждем правильного времени. Надеемся, что оно наступит как можно быстрее.