Политика президента Барака Обамы тормозит выздоровление экономики страны, считает глава Торговой палаты США Томас Донохью, который сегодня встречается с канцлером Германии Ангелой Меркель. Темой их беседы станет интенсификация трансатлантического экономического сотрудничества. В интервью Handelsblatt г-н Донохью рассказал, почему он считает необходимым отменить таможенные пошлины между США и ЕС.
— В Германии президент Барак Обама очень популярен. В США же вы являетесь одним из главных критиков его экономической политики. Немцы чего-то не понимают?
— Торговая палата США поддерживает президента везде, где только можно. В настоящее время мы сотрудничаем с правительством в плане организации поддержки идеи увеличения лимита госдолга и заключения важных торговых соглашений. Однако в то же время мы выступаем против предложений правительства по реформированию системы здравоохранения, по финансовым рынкам и трудовому законодательству.
— Почему?
— Потому что мы считаем, что политика правительства тормозит выздоровление конъюнктуры, уничтожает рабочие места, ведет к бегству фирм за границу или же просто к их банкротству. Одна лишь реформа здравоохранения грозит бизнесу дополнительной налоговой нагрузкой в 500 млрд долл. Так рост не стимулируют.
— Вы выступаете за то, чтобы законодательно приподнять планку разрешенного лимита госдолга?
— Да, мы не имеем права допустить ситуацию, когда США оказались бы страной-банкротом. Если квоту госдолга не увеличить, это помешает реструктуризации старых задолженностей, сделает нас рисковым инвестором, подстегнет рост банковских процентов и навредит еще хрупкому началу выздоровления экономики.
— А как члены Торговой палаты США, крупные американские концерны, оценивают положение экономики?
— Большинство из них констатирует постепенное улучшение ситуации. Однако царит и большая неуверенность по поводу того, что касается политики правительства. Фирмы просто не знают, какие еще сюрпризы ожидают их в плане нововведений в налоговой системе, регулирования и изменений законодательства. Они чувствуют себя слишком неуверенно, чтобы создавать новые рабочие места.
— Что Европа и США должны предпринять для поддержки экономического роста?
— Главными приоритетами для нас являются создание рабочих мест и поддержка такой внешнеторговой политики, которая в ближайшие пять лет привела бы к удвоению объема американского экспорта. А в последующее пятилетие он должен увеличиться еще в два раза. Пришло время для того, чтобы Евросоюз и США стали использовать свои связи на торговых рынках и рынках капитала более эффективно.
— Что вы имеете в виду конкретно?
— Отменить таможенные пошлины! Необходимо подумать о том, что при наличии торговых отношений в объеме 600 млрд долл. пошлины нужно сократить до нуля. Это можно сделать, если одновременно подтвердить наши обязательства по развитию мировой торговли в рамках ВТО.
— И как это повлияло бы на рост экономики?
— Согласно проведенному по нашему заказу независимому исследованию, это увеличило бы к 2015 году объем трансатлантической торговли более чем на 120 млрд долл.
— В Берлин вы приехали в тяжелые для евро времена. Как оценивают ситуацию американские концерны?
— Наша палата положительно оценивает роль евро в деле снижения торговых издержек и с Европой, и внутри Европы. Единая европейская валюта способствовала повышению конкурентоспособности стран Европы, в частности Германии. Я рад, что производство и экспорт ФРГ бурно растут, а уровень безработицы находится на самом низком за 20 лет уровне. Это обеспечивает подъем на базе внутреннего роста, что должно помочь имеющим серьезную долговую нагрузку соседним с Германией государствам.
— Многие американцы считают, что в ходе кризиса в зоне евро Германия должна была бы играть роль более активного лидера.
— Я не собираюсь поучать Германию и немцев, говоря им, что они должны делать. Мы видим, что ряд стран, включая Великобританию, Францию и ФРГ, начали осуществлять необходимые корректировки своих социальных систем, а это нам в США только еще предстоит.
— Верите ли вы в то, что евро будет существовать и через пять лет?
— Да. Создание единой валюты стало одним из важных шагов к единству и интеграции рынка Европы. Нашей экономике нравится вести бизнес с объединенным европейским рынком. Весь этот процесс, включая и создание евро, способствовал прогрессу торговли и росту стандарта жизни по обе стороны Атлантики. Мы приветствуем и поддерживаем его, веря, что, несмотря на нынешние трудности, Европа сохранит верность своей единой валюте.
— Какого рода послание от промышленных кругов США вы намерены передать канцлеру Германии?
— Немецкий экспорт бурно развивается во всех регионах мира, включая Китай. Однако США остаются для Германии основополагающим рынком. Трансатлантические связи неимоверно сильны, однако частенько их воспринимают как само собой разумеющееся. Мы склонны забывать, что их ежегодный объем равняется почти 5 трлн долл. в торговле и инвестициях, обеспечивая работой 14 млн человек.
— Есть ли что-то, чему правительство США в своей бюджетной политике могло бы поучиться у ФРГ?
— Германия всегда очень внимательно следит за своими бюджетными расходами, и в этом плане США, конечно, могли бы взять с нее пример.
— А чему у немецких компаний может поучиться частный сектор США?
— В США развернулась активная дискуссия о том, каким образом мы при сравнительно высоких расходах на зарплату и значительной налоговой нагрузке можем сохранить и свою промышленную базу, и конкурентоспособность в глобальном масштабе. Нас очень интересует, как немецкие фирмы решили эти проблемы и оказались в состоянии настолько успешно развивать свой экспорт.
— А какой опыт могут позаимствовать в США европейцы?
— Думаю, что американцы могли бы напомнить европейцам, насколько важны для экономического роста атмосфера инноваций, создание стартап-компаний и максимальная гибкость на рынке труда.
Справка:
Томас Донохью является председателем Торговой палаты США. Экономист лоббирует в Вашингтоне интересы таких мировых гигантов, как JP Morgan, Pfizer, GE, Alcoa и Goldman Sachs. С 1997 года его считают одним из самых влиятельных закулисных деятелей в столице США. Торговая палата США была основана в 1911 году, представляет интересы более 3 млн американских компаний и за минувшие десять лет потратила на эти цели больше средств, чем любая другая лоббистская структура в Америке.