Накануне внесения проекта закона "О торговле" на рассмотрение в Госдуму была предложена поправка – статья 16, согласно которой торговые сети с консолидированным оборотом более 1 млрд. руб. не смогут открывать новые магазины в регионах, где их присутствие составляет более 25%.

По данным INFOLine  сетевая розничная торговля в России не достаточно развита и занимает более половины  рынка только в Санкт-Петербурге (79,7 %) и Ижевске (59 %). 

Оборот 1 млрд. руб. не является высоким показателем для сетевой розничной торговли FMCG в России. Все международные, федеральные, а также многие межрегиональные и местные сети имеют оборот, превышающий данный показатель, соответственно их деятельность подпадает под действие нового закона.  

По результатам анализа рынка сетевой розничной торговли в 18 регионах,  показатель доли в 25% для подавляющего большинства сетей в регионах и крупных городах пока является недостижимым. В крупных городах доли в 25% пока достигла только X5 Retail Group в Санкт-Петербурге. Остальные сети имеют большой потенциал для развития в регионах, причем в условиях ужесточения конкуренции доля сети в регионе может даже снижаться. 

Эта поправка не несет принципиальной угрозы для развития сетевого ритейла в городах с населением более 300 000 человек, считают аналитики  INFOLine, но иначе обстоит дело с небольшими городскими округами и муниципальными районами. «Россия характеризуется недостаточной насыщенностью торговыми объектами на 10 000 жителей, — сказано в исследовании.  В небольших городах и населенных пунктах с населением менее 10 000 жителей, ритейлеру достаточно открыть один-два торговых объекта, чтобы превратиться в "монополиста" и достичь доли в 25%». 

Сеть "Магнит", открывая свои магазины в населенных пунктах с численностью от 5000 чел., часто конкурирует с одним-двумя несетевыми магазинами. В случае принятия 16 статьи закона ритейлер не сможет эффективно развиваться в небольших населенных пунктах. На данный момент в России 134 города с населением до 10 000 жителей и 262 города численностью от 10 000 до 20 000 жителей. 

Однако внесенная поправка защищает интересы местных сетей, развивающихся в небольших населенных пунктах. Например, оборот сети "Артемида-Дон", управляющей 21 магазином в Волгодонске, в 2008 г. составлял около 930 млн. руб., при этом ритейлер занимает значительную долю (около 13% в 2008 г.) рынка Волгодонска. В данной ситуации компания может продолжать открывать новые объекты в населенном пункте, даже занимая долю свыше 25%. Доля крупных ритейлеров с оборотом более 1 млрд. руб., за исключением X5 Retail Group и "Магнита", не превышает 25% на локальных рынках. «Имеется значительный потенциал развития сетей в тех регионах, где они уже представлены, прежде чем компании достигнут "критического показателя", — считают эксперты  INFOLine. — 16 статья препятствует региональному развитию крупных игроков в небольших населенных пунктах, где даже при условии открытия одного-двух магазинов компания может занять долю рынка, превышающую "критический показатель". В то же время поправка защищает интересы небольших местных сетей, предоставляя им возможность развиваться в населенных пунктах».

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments