Производители Армении и Казахстана выступили против того, чтобы информация о содержании пальмового и других видов растительного масла находилась на упаковке молочных продуктов в черной рамке — по аналогии с рамками на сигаретных пачках. Такие меры предложил Минсельхоз России, позже идею поддержали в Роспотребнадзоре и Минпромторге РФ. Однако производители уверены, что продукты с черными рамками покупатель сочтет опасными и приобретать не станет.

Евразийская экономическая комиссия 12 сентября направила в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) копию протокола переговоров представителей государств-участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС), во время которых обсуждались поправки в технический регламент "О безопасности молока и молочной продукции".

Представители Армении и Казахстана не поддержали предложение российских специалистов выделять информацию о заменителях молочного жира на упаковке большими черными буквами в черной рамке, размер которой должен составлять не менее 30% площади упаковки товара. Внутри рамки должно быть и точное наименование товара, например "сметанный продукт" вместо сметаны. В частности, производителей двух стран не устроило "описание формы выделения соответствующей информации о компонентах заменителя молочного жира в маркировке молокосодержащих продуктов".

Как рассказал "Известиям" исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев, заменить молочные жиры можно в любом продукте — молоке, твороге, сыре или масле. После подобных трансформаций они становятся, соответственно, молочным, творожным и сырным продуктами, а вместо сливочного масла появляется спред.

— Производитель, который не упоминает о замене молочного жира и продолжает называть свою продукцию молоком, маслом, сыром и творогом, фальсифицирует пищевые продукты, — заявил Мальцев.

Заменителем молочного жира могут быть пальмовое, пальмоядровое, кокосовое, подсолнечное и другие растительные масла, уточнила исполнительный директор Ассоциации производителей и потребителей масложировой продукции Екатерина Нестерова.

Напомним, в конце прошлого года Минсельхоз предложил внести поправки в техрегламент "О безопасности молока и молочной продукции". Они появились на фоне многочисленных сообщений о том, что на полки магазинов попадают молочные продукты, состав которых не позволяет называть их таковыми. Поправки в техрегламент в конечном итоге должны были помочь в борьбе с фальсификатом. По мнению представителей Минсельхоза, в случае добавления в продукт пальмового масла на упаковке должно появляться упоминание об этом. Хотя справедливости ради стоит отметить, что, например, в Минздраве РФ не обладают доказательствами вредности этой добавки.

В ноябре 2015 года Минсельхоз согласовал свои предложения с Минпромторгом и Роспотребнадзором, которые, в свою очередь, одобрили их.

Михаил Мальцев согласен с идеей Минсельхоза о том, что покупатель должен понимать, что он приобретает, но "это не значит, что потребителей нужно отпугивать". По его словам, "черная рамка может убить рынок спредов, который является альтернативой для тех, у кого не хватает средств на сливочное масло".

Екатерина Нестерова также считает, что подобная маркировка напрямую указывает потребителю, что речь идет о вредном продукте.

— Добросовестные производители указывают в составе продукта наличие заменителей молочного жира. А если производитель скрывает наличие, например, пальмового масла уже сейчас, то он найдет способ скрыть его и после введения подобных требований, — уверена Нестерова.

Посыл данной инициативы — искоренить фальсифицированную продукцию, напомнила она.

_ Лучший способ решить эту проблему — усилить контрольную, надзорную функцию со стороны Роспотребнадзора и Россельхознадзора, — заявила специалист, добавив, что на сегодняшний день нет официальной статистики о том, какое количество растительного масла, в том числе пальмового, уходит в молочную отрасль.

Кроме того, инициатива Минсельхоза может привести и к удорожанию молочной продукции, считают в Масложировом союзе.

— Например, потребуются дополнительные расходы на специальную рекламу, которая будет дополнительно разъяснять, что подобные товары можно употреблять в пищу и их не стоит опасаться, — сказал Михаил Мальцев.

По оценкам "Союзмолока", в среднем доля фальсификата во всей молочной отрасли составляет до 10%, а среди сыров и сливочного масла — до 20%. Летом 2016 года Россельхознадзор обвинил российских производителей молока в том, что они добавляют в него много неожиданных компонентов, например, таких как мел, мыло, известь и даже гипс. Оперативно предоставить актуальную статистику по количеству фальсифицированной молочной продукции на российском рынке в ведомстве не смогли. Не ответили на запрос "Известий" и в Роспотребнадзоре.

Одновременно с этим, в Евразийской экономической комиссии "Известиям" сообщили, что поправки не будут внесены в техрегламент до полного консенсуса между производителями всех стран ЕАЭС.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar