Интервью с директором Южного филиала X5 Retail Group Сергеем Грешиловым 

— Как закончился кризисный 2009 год для компании X5?

— Лучше, чем начинался.

— В своем интервью газете "Ведомости" в декабре прошлого года вы сказали, что в ближайший год намерены вывести Южный филиал в тройку сильнейших представительств X5 в России. Какие позиции занимает филиал сейчас? Какие шаги вы намерены предпринять, чтобы увеличить эти показатели?

— Ситуация с конца прошлого года не изменилась. Южный филиал по-прежнему остается не самым крупным по товарообороту в компании X5. Войти в тройку сильнейших — это наши амбициозные планы, та планка, к которой мы стремимся. Дело за малым: открыть на юге в несколько раз больше магазинов, чем мы имеем сейчас. Шучу (улыбается). Если серьезно, то на ближайшее время наша задача — органическое развитие за счет прирастания новыми торговыми площадками. Сейчас идет их активный поиск — и в Краснодарском крае, и в Ростовской области. Нам интересны, прежде всего, помещения первых этажей зданий и торговых центров площадью 2,5—3 тыс. кв. метров под магазины сети дискаунтеров "Пятерочка".

Кроме того, в наших планах открытие гипермаркета "Карусель" в Сочи, которое по техническим причинам переносится на конец лета. Таким образом, мы укрепим свои позиции в столице Олимпиады-2014, где сейчас компания представлена супермаркетом "Перекресток".

— Х5 арендует площади под магазины или приобретает в собственность?

— Традиционно Х5 использует все возможные направления органического роста. Мы рассматриваем предложения о покупке земли или строящихся объектов, существующие помещения. Мы готовы строить сами или выступать партнерами строительства. Готовы как приобретать помещения в собственность, так и арендовать. Конечно, в кризис мы сместили приоритеты и сконцентрировались на проектах, требующих минимальных инвестиций и предлагающих скорейшую окупаемость. Но не так давно мы возобновили программу собственного строительства, которая была заморожена более полутора лет.

— Сколько магазинов в настоящий момент у Х5 на юге? Намерены ли вы увеличить их число в ближайшее время?

— На данный момент у нас 34 "Пятерочки": 30 — в Ростовской области и 4 в Краснодаре; 14 "Перекрестков": 7 (включая "Зеленый") в Ростове-на-Дону, 4 в Краснодаре, по 1 в Новочеркасске, Новороссийске и Сочи. 5 гипермаркетов "Карусель": 4 в Волгограде и области, 1 в Ростове-на-Дону. Расширение филиала за счет новых магазинов идет постоянно. В планах на ближайшую перспективу — открытие максимально возможного количества "Пятерочек", а также выход в новый регион — Астраханскую область.

— Как вы охарактеризуете состояние потребительского рынка на юге России?

— Для юга актуальны те же тенденции, что и для российского рынка в целом. В первом квартале 2009 года индекс потребительской активности (CCI) упал до -35% — это была самая низкая отметка с 1999 года. К концу 2009 года индекс повысился с -35% до -20%, что говорит о том, что население, возможно, начинает верить в экономический подъем в 2010 году. В январе текущего года объем российского розничного рынка впервые начал расти, в основном в связи с увеличением доходов населения. Так, за первый квартал 2010 года мы отметили существенный рост продаж. По Южному филиалу, например, средний чек увеличился на 10%, а в супермаркетах "Перекресток" ощутимо вырос покупательский трафик.

— В начале года вступил в силу закон о торговле. Как это повлияет на рынок?

— В плане открытия новых магазинов на юге России закон никак не скажется на Х5, в том плане, что до консолидированной рыночной доли присутствия в 25%, которую установил закон, нам еще очень далеко. Сейчас наши усилия направлены на то, чтобы построить деятельность в строгом соответствии с закрепленными законодательством требованиями. При этом мы попытаемся получить максимальную выгоду для наших покупателей и максимальное конкурентное преимущество от действий этого закона: не будем увязывать листинговые платежи с договором, официально опубликуем расценки на дополнительные маркетинговые услуги для тех, кто захочет ими воспользоваться. Дирекция по закупкам будет фокусироваться только на чистой цене товара — net-net цене. 

Стоимость продукции поставщиков мы пересчитаем исходя из этих цен. Кроме того, сократим издержки за счет уменьшения числа ассортиментных позиций. Все товары с низкими рейтингами продаж исчезнут с полок. В результате останутся не те товары, продажа которых выгодна поставщику, а те, которые востребованы покупателем. В то же время мы предоставим покупателю реальный выбор товара. То есть когда предлагается не 10 видов колбасы по одной цене, а предложена колбаса в высоком, среднем и низком ценовых сегментах. Кроме того, снизится закупочная цена товара. За счет ретробонуса мы кредитовали поставщиков, теперь этого не будет. Это позволит нам не только компенсировать предусмотренные законом сокращения отсрочек платежей, но и снижать цены для покупателей.

— За какими форматами будущее в продуктовом ретейле? На какие форматы будет делать ставку Х5?

— Будущее есть у всех форматов. Другое дело, что на данный момент наиболее интересным стал формат дискаунтеров или "магазинов у дома". Они менее емкие по инвестициям, поэтому их можно открыть много и достаточно быстро. Однако я не могу сказать, что Х5 не будет развивать гипермаркеты — в этом году мы открыли достаточно много объектов в этом формате по всей России.

О Краснодаре и крае

— Расскажите, пожалуйста, о присутствии Х5 в Краснодарском крае. Каковы цели компании в этом регионе? Как охарактеризуете местный рынок продуктового ритейла?

— Рынок продуктового ретейла Краснодара насыщен из-за присутствия практически всех крупных федеральных игроков, чего нельзя сказать о Черноморском побережье Кавказа. Нам кажется очень перспективным это направление развития. После ребрендинга и интеграции бывшего "Паттерсона" в сеть супермаркетов "Перекресток", мы смогли по достоинству оценить потребность Сочи в присутствии магазинов крупных торговых сетей. Этот "Перекресток" на протяжении двух с половиной месяцев показывает положительную динамику, прирастая не только по покупательскому трафику, но и среднему чеку. После открытия в Сочи "Карусели" мы станем еще более пристально изучать рынок на предмет дальнейшего развития.

— В Краснодаре работают достаточно сильные местные сети — "Магнит", "Табрис". Каким образом Х5 отстаивает свои конкурентные преимущества?

— Прежде всего, конкурентоспособными ценами и наличием на полках товаров, интересных местным потребителям. Местный рынок мы расцениваем как емкий и перспективный, поэтому прикладываем максимум усилий для того, чтобы увеличить количество магазинов и иметь весомую долю в товарообороте региона. Конечно, конкуренция в крае достаточно высока, но возможность занять определенную нишу все-таки есть. И мы непременно ею воспользуемся.

— В середине апреля губернатор Краснодарского края собирал кубанских производителей, представителей торговых сетей и курортного комплекса, чтобы обсудить проблемы продвижения продукции местного производства. Не расцениваете ли вы это как давление на ритейл с целью усиления присутствия кубанских товаров?

— Не рассматриваю. Конечно, у региональных властей есть заинтересованность в усилении позиций местных производителей. Но я могу сказать, что у нас достаточно высокая доля местных поставщиков. Мы работаем, чтобы торговать, а не занимать места на полке и поддерживать доли федеральных брендов. Нам выгоднее работать на больших оборотах, соответственно, мы заключаем договоры с местными производителями.

Другое дело, что X5 — публичная компания, абсолютно прозрачная с точки зрения налоговой отчетности и пр. Здесь-то и возникают основные проблемы. Например, многие поставщики вовсе не платят НДС — с такими мы физически не можем работать. Или взять нашу систему заказов товара P-line, которая в режиме онлайн показывает, какой заказ, когда и в каком объеме отправлен тому или иному поставщику. С теми производителями, кто себе такую систему не ставит, мы тоже работаем, но тогда контроль выполнения заказа становится настоящей проблемой.

— Насколько это затратно?

— Это не требует больших затрат, но подразумевается наличие в офисе поставщика офисной техники и доступа в Интернет. К сожалению, некоторые местные производители, особенно овощей и фруктов, работают по старинке, иногда даже заполняя необходимые документы от руки. Если они не готовы идти в ногу с прогрессом и работать в интерактивном режиме, то нам сложно рассматривать варианты сотрудничества с ними. Проблемы возникают и с теми, кто работает современными методами, но имеет проблемы с умением правильно вести документооборот. Для нас недопустимо при приеме продукции отсутствие даже одного необходимого документа, ведь мы в полной мере несем ответственность за тот товар, который продается в магазинах наших сетей. 

Например, мы испытываем на юге определенные проблемы с поставкой рыбы, хотя на рынках она продается в больших количествах. А все потому, что мы не можем принять такую продукцию без соответствующих справок и к тому же не работаем за наличный расчет. В последнем случае мы можем пойти навстречу.

Проблему привлечения некоторых поставщиков сельхозпродукции, в том числе и рыбы, привыкших продавать товар за живые деньги, в прошлом году мы решили сокращением отсрочки платежа с минимальных 10—12 до 2—3 банковских дней.

Блиц-опрос

— Один из наших экспертов сказал, что руководитель должен быть одержим своей работой. Вы согласны с этим тезисом?

— Нет. Одержимость в моем понимании — это что-то негативное, близкое к сумасшествию. Руководитель должен любить свое дело.Если работа приносит радость, то все получится.

— Какие качества вы цените в людях, с которыми работаете?

— Общечеловеческие и профессиональные. Человек должен быть честен, знать свое дело и ему должна быть интересна его работа.

— Какой вы руководитель?

— Хороший (улыбается).

— А какого стиля управления придерживаетесь?

— Насколько я помню теорию менеджмента, есть четыре стиля управления: директивный, тренировочный, стимулирующий и делегирующий. Соответственно, в зависимости от ситуации и конкретного человека надо применять все четыре. Лично я комфортно чувствую себя, делегируя полномочия.

— Что вы считаете самой большой вашей победой в бизнесе?

— У меня победы все еще впереди.

— Как относитесь к неудачам?

— Есть такая поговорка: все, что ни делается, делается к лучшему. Понимание того, что все было сделано правильно, а неудача на самом деле обернулась выгодой, может прийти только через два-три года. А то и позже. Поэтому я отношусь к неудачам философски.

— В чем заключается формула успешного бизнеса?

— В сочетании нескольких факторов: удачное время, удачное место и наличие возможности (улыбается). Но если серьезно, то успешный бизнес — это упорный труд.

— Вы трудоголик?

— Скорее нет, но работы много. 10-часовой рабочий день — это трудоголик?

— Вы консерватор или новатор?

— Скорее новатор.

— При принятии решений вы жесткий человек или готовы идти на компромиссы?

— В зависимости от обстоятельств. Я готов идти на компромиссы, если это необходимо, и так же готов проявить жесткость.

— В бизнесе важнее интуиция или расчет?

— Если цель — активное развитие, то важнее интуиция. А если нужно закрепиться на рынке и удерживать позиции, то расчет.

— Вы легко идете на риск?

— Да.

— И в бизнесе, и в жизни?

— Смотря какой риск. Если в результате можно все потерять, то на такой риск я не пойду.

— Машину быстро водите?

— Быстро, но аккуратно.

— Вам нравится жить на юге?

— Нравится. Но каждые выходные я все равно езжу в Москву — у меня там семья.

— Иногородние менеджеры иногда отмечают особенности южного менталитета. Вы заметили какую-либо специфику в своих сотрудниках?

— Нет, если бы не говор. На юге любят говорить о специфике, о том, что местные жители особенные и т. д. Кроме излишней загорелости и жизнерадостности ничего такого я не заметил (улыбается).

— Вы помните, как заработали свои первые деньги?

— Первую зарплату я заработал в 13 лет в колхозе Курской области в деревне у дедушки, где я получил 130 рублей за 2 месяца работы. До сих пор помню, какой гордый я стоял на подъемнике, выгружая зерно.

— Что деньги дают вам сейчас?

— Быть независимым в финансовом плане — это свобода.

— Каково ваше кредо в бизнесе? А в жизни?

— И в бизнесе и в жизни мое кредо — это честность. Важно также поддерживать баланс между семьей и работой. И помнить, что за твоими плечами есть семья, которую нужно оберегать.

— Какой основной урок из своего жизненного опыта вы передали бы своему ребенку?

— Для меня много значит порядочность человека. Я надеюсь, что я сам такой, надеюсь, что и мой ребенок будет таким. Очень важна открытость, потому что, если ты замкнут и необщителен, сложно наладить контакт. Очень важно быть честным, потому что нечестность отталкивает людей. Сочетание всего это и делает человека человеком.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments