Покупатели супермаркетов уже настолько привыкли к кассам самообслуживания, что их отсутствие может стать причиной для выбора другой торговой точки. В фэшн-ритейле внедрение технологий самообслуживания проходило медленнее. Но их время пришло. Эксперты компании CSI рассказали, что изменилось за последние 2 года: почему в фэшн-сегменте тренд на самообслуживание, и как продукт Set SCO Fashion меняет представление о кассах самообслуживания в модных магазинах.

Откуда дует ветер перемен

В последние два года наблюдается устойчивый тренд на внедрение самообслуживания в крупных фэшн-сетях. КСО уже успешно используют такие мировые лидеры индустрии, как Zara, H&M, Uniqlo, Decathlon, Reserved, Adidas. В России это Desport, Familia, Gloria Jeans, Zolla, LIME, «Мегахенд», Befree.

Основные причины растущего интереса ритейлеров:

  • Нехватка персонала и текучка кадров в магазинах.
  • Очереди на кассовых узлах в часы пик.
  • Сформировавшиеся в электронной коммерции и продуктовом ритейле потребительские привычки самостоятельного обслуживания.
  • Построение омниканальных систем и увеличивающийся поток получения онлайн-заказов в магазинах.
  • Появление кассовых технологий, релевантных запросам отрасли.

Для фэшн-ритейлеров важно, чтобы каждый покупатель остался доволен сервисом, а «последняя миля» в очереди на кассе может испортить всё впечатление о магазине. Накладки случаются даже в VIP-сегменте, где клиентов немного, но они более требовательны, и стоимость брошенной корзины высока.

Запустив первые проекты, фэшн-ритейлеры столкнулись с несоответствием решений из продуктовой розницы бизнес-процессам в магазинах с консультационным обслуживанием. Возникали также опасения по поводу воровства и безопасности в зоне самообслуживания.

Препятствия для массового внедрения КСО в фэшн-ритейле удалось устранить с помощью функциональности, собранной CSI в специализированном продукте для управления кассами самообслуживания Set SCO Fashion. Вот несколько фич, которые окончательно изменили ситуацию.

Три решения, которые сняли последние барьеры для внедрения самообслуживания в fashion

Самостоятельное снятие антикражных бирок покупателем после оплаты

Одежда — товар недешёвый, и для защиты от воровства ритейлеры применяют целый набор антикражных решений: магнитные бирки с замками Super Lock или Super TAG, акустомагнитные этикетки и вшитые в товары радиочастотные RFID-метки. После оплаты бирки нужно снять, а метки деактивировать. Если покупатель не может сделать это самостоятельно на кассе самообслуживания — преимущества в скорости и удобстве бесконтактной оплаты теряются: для снятия бирок клиентам придётся обращаться с чеком к кассиру и ждать «окно» в очереди на классической кассе. Так произошло в одной крупной сети магазинов одежды, которая запустила пилотный проект самообслуживания, а вопрос снятия на КСО бирок с замком Super Lock не решила.

Компания CSI разработала «умные» съёмники, которые позволяют покупателю снимать на КСО бирки с замком Super Lock без помощи персонала магазина. Устройства активируются только после оплаты товара, поэтому безопасность на кассе полностью соблюдается, а на экран завершения покупки выводится видеоролик с инструкцией по снятию антикражных бирок.

«Умный» магнитный съёмник для замков Super Lock

Магнитный съёмник для замков Super Lock, фото из магазина Мегахенд

Аналогично работают и встроенные в корпус КСО деактиваторы акустомагнитных этикеток и радиочастотных меток. Покупатель самостоятельно завершает покупку, при этом уровень защиты от краж в зоне самообслуживания не снижается.

Деактиватор акустомагнитных этикеток и радиочастотных меток встроен в область сканера

Учёт личных продаж консультантов на кассах самообслуживания

Этот инструмент необходим в магазинах, где продажа товаров сопровождается индивидуальной консультацией. На классических кассах он давно реализован. Поскольку личные продажи напрямую влияют на решение клиента о покупке, важно оценить вклад каждого сотрудника в общий объём продаж. Для этого в каждый чек необходимо добавлять сотрудника, который консультировал покупателя, но на кассах самообслуживания до недавнего времени такой возможности не было. В одной из фэшн-сетей продавцы даже саботировали переход покупателей на кассы самообслуживания, потому что не могли добавить себя в чек, из-за чего портилась статистика личных продаж и снижалась мотивация.

Разработчики CSI решили и эту проблему: реализовали добавление продавца в чек на КСО по персональному штрихкоду с последующей передачей данных в товароучётную систему. Добавить себя может сам продавец-консультант или покупатель, который получил штрихкод в торговом зале. Выбранный сотрудник автоматически закрепляется за всей покупкой. В момент сканирования штрихкода фамилия и имя сотрудника отображаются на экране терминала. Функционал снял ещё один барьер перед внедрением касс самообслуживания: бизнес получил полноценную аналитику продаж, а персонал — корректную статистику и расчёт денежного вознаграждения.

Бесшовное добавление в чек товаров с RFID-метками

В кассы самообслуживания под управлением Set SCO Fashion интегрируется RFID-считыватель, который позволяет добавлять товары, оснащённые радиочастотными метками без сканирования штрихкодов. Достаточно положить покупки в специальную корзину на кассе, и они добавятся в чек автоматически.

Кассы самообслуживания с RFID-считывателями, магазин Декатлон

Кассы самообслуживания с RFID-считывателями, магазин Befree

Но раньше простота использования и скорость работы этой системы терялись, когда дело доходило до маркированных товаров, а одежда и обувь подлежат обязательной маркировке во многих странах СНГ. Касса определяла маркированный товар по RFID-метке и просила покупателя отсканировать код DataMatrix, который нужно было ещё найти.

Для поддержки бесшовности операций в CSI разработали технологию «тихого» добавления кодов маркировки в чек. В сервисе Set Mark хранятся связки уникальных номеров RFID и кодов маркировки. Как только по RFID-метке в кассу добавляется маркированный товар, система отправляет запрос в Set Mark и получает привязанный к метке код маркировки, который незаметно для покупателя добавляется в чек. Сканировать код DataMatrix не нужно: покупатель складывает товары в корзину на кассе, происходит «волшебство», и можно переходить к оплате.

Персональный сервис и кассы самообслуживания: противоречий нет

Индивидуальное обслуживание — отличительная черта модного ритейла. Но при расчёте на классической кассе клиент вынужден взаимодействовать с двумя сотрудниками магазина: после подбора и примерки вещей, продавец передаёт покупателя кассиру, который принимает оплату и упаковывает товар.

С помощью кассы самообслуживания консультант в зале может заменить кассира на «последней миле» и самостоятельно довести обслуживание покупателя до конца. Подобрав покупки, продавец подходит вместе с клиентом к кассе самообслуживания и сам добавляет товары в чек. А пока клиент оплачивает — складывает покупки в фирменный пакет.

Такой сценарий использования КСО ускоряет обслуживание покупателя, демонстрирует заботу о клиенте и помогает сэкономить на кассирах даже в премиальном сегменте.

Кассы самообслуживания, которые украсят модные магазины

Современные компактные модели КСО могут украсить торговые залы даже элитных магазинов и легко вписываются в интерьер. Устройства поддерживают фирменный стиль ритейлера, а в режиме ожидания на экранах транслируются рекламные ролики бренда.

Показ рекламы в режиме ожидания

Оборудование легко адаптируется под запросы ритейлеров и оснащается дополнительными модулями, например, деактиваторами антикражных меток, антифрод-камерами и RFID-ридерами. В зависимости от размера и формата магазина можно выбрать как компактные настольные модели, так и устройства с настенным или напольным размещением.

Касса самообслуживания CSI k.lite

Больше полезных функций для фэшн-ритейла

Препятствий для внедрения самообслуживания в модных магазинах больше нет. Ритейлеры могут заменить дефицитных кассиров на дополнительных продавцов-консультантов в торговом зале, которые ускорят обслуживание покупателей и завершат процесс продажи на КСО.

Команда CSI постоянно развивает Set SCO Fashion, каждый месяц выпуская обновления, улучшающие процесс самообслуживания. Доработки продукта по запросам фэшн-ритейлеров становятся доступны каждому клиенту CSI сразу после приобретения лицензии на продукт.

Андрей Окишев, руководитель направления fashion-ритейла в CSI: «Мы видим и поддерживаем тренд на самообслуживание в модных магазинах. У компании CSI уже есть готовое решение для запуска систем самообслуживания в фэшн-ритейле любых форматов, будь то премиум-сегмент или массмаркет. Как бы ни были организованы бизнес-процессы сети, мы подберём индивидуальное решение, внедрим систему, обеспечим сервис и безопасность в зоне самообслуживания».

Узнать больше о Set Fashion и запросить презентацию

Реклама. ООО «Кристалл Сервис Интеграция», ИНН 7813230814

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.

Телега.-Контент