Конкуренция заставляет производителей и продавцов мобильных телефонов угадывать желания клиентов. Они готовы делать мобильники для болельщиков, студентов, модниц, работников крупных корпораций и просто для любителей выделиться из толпы. Потому что уверены: будущее за кастомизацией — переделкой массового продукта под конкретного потребителя.

Игроки российского рынка мобильных телефонов в конце прошлого года дружно начали подстраиваться под вкусы потребителей. Компания Vision, представитель японского Panasonic в России, по соглашению с петербургским футбольным клубом “Зенит” выпустила около 1000 “фанатских” телефонов Panasonic VS3 Zenit. Эта “мечта болельщика” снабжена синими панелями с логотипом “Зенита” и соответствующей начинкой: фотографиями игроков, клубным гимном в качестве звонка, SMS-шаблонами с популярными речевками и иконками меню, на которых изображены все те же футболисты. На телефон даже можно скачивать картинки “домашних” матчей клуба, которые передают установленные на питерском стадионе веб-камеры, рассказал руководитель отдела мобильных коммуникаций Panasonic Денис Передерин. При этом “фанатский” телефон стоит на 20% больше, чем серийный VS3. Правда, как идут продажи новинки, представители Panasonic не говорят. Однако, уверяет Передерин, если первый опыт окажется удачным, Panasonic может сделать телефоны и для болельщиков московских футбольных клубов, а также для корпоративных клиентов, выпуская мобильные с логотипами компаний и фирменным контентом. Он считает, что кастомизация поможет Panasonic увеличить свои продажи в России. Пока на компанию, по данным Mobile Research Group (MRG), приходится всего 0,83% в поставках мобильных телефонов в Россию. Будет ли успешной работа с корпорациями, пока сказать сложно. “Ведомостям” не удалось найти крупную компанию, заинтересовавшуюся такой возможностью. “Если и заказывать «фирменные» телефоны, то только очень дорогие и в очень маленькой партии — для подарка топ-менеджерам. Наносить логотип на дешевые модели не имеет смысла”, — объясняет директор департамента по маркетингу “Сургутнефтегаза” Михаил Цветков.

Зато и продавцы мобильных, и сами футболисты оценили идею “фанатских” телефонов. Компания “Связной-Загрузка”, “дочка” сети салонов связи “Связной”, в конце января запустила совместный проект с футбольным клубом “Спартак”. На сайтах клуба и сотовой сети теперь можно скачать на телефон фотографии игроков, неофициальные гимны и речевки “Спартака”. В будущем компания собирается продавать болельщикам видеофрагменты и SMS-трансляции матчей, а также передавать новости клуба, говорила Зоя Таджева, директора по маркетингу “Связной-Загрузка”. Президент футбольного клуба ЦСКА Евгений Гинер и коммерческий директор клуба “Локомотив” Давид Шагинян признались “Ведомостям”, что тоже готовы рассмотреть предложения о подобном сотрудничестве.

“Билайн” и Samsung позаботились о женщинах, сделав для них в конце прошлого года проект “Интуиция”. Корейская компания “покрасила” свою “раскладушку” SGH-E530 в черный цвет вместо обычного серебристого, а “Билайн” подключал ее к новому тарифному плану с мобильным Интернетом без абонентской платы. Причем в телефонах уже были сделаны закладки на сайты знакомств, анекдотов или новостей шоу-бизнеса. Менеджер отдела телекоммуникаций российского подразделения Samsung Дмитрий Кузнецов называет проект “более чем удачным”: “Интуиция” помогла продать за декабрь 30 000 телефонов SGH-E530, что составило 45% от общего объема продаж модели за этот период.

Сеть салонов “Беталинк” готова угодить вообще каждому клиенту. В конце прошлого года в ее салонах по заказу клиентов художники начали наносить цветные рисунки на серийные телефоны. По данным компании, в декабре новой услугой стоимостью от 6700 до 9900 руб. воспользовались примерно 100 человек. С января к программе подключился Samsung: теперь в салонах “Беталинк” “разрисовывают” только его телефоны, зато бесплатно.

Участники рынка признаются, что заинтересовались кастомизацией после бума на нишевые телефоны на Западе. Еще в 2003 г. Motorola выпустила в США партию телефонов для поклонников мотоциклов Harley-Davidson. Корпуса телефонов, украшенных соответствующим логотипом, были хромированы или отделаны кожей, а в качестве рингтонов в аппарате использовались мелодии, популярные среди байкеров. В октябре 2005 г. компания T&A Mobile Phones, владелец брэнда Alcatel, совместно с журналом ELLE выпустила GlamPhone № 1 ELLE, в ноябре модельное агентство Elite Model Look объявило о разработке собственной модной линейки мобильных. А в конце декабря Motorola вместе с Dolce & Gabbana анонсировали выпуск 1000 золотых телефонов RAZR V3i, которые будут продаваться в бутиках D&G. Годом ранее телефоны для Motorola сделала британский модельер Вивьен Вествуд, и они моментально разошлись в ее бутиках. Motorola выпускает дизайнерские телефоны и в России сериями не более 50 штук и продает их во время российской Недели моды по цене около $1000 — примерно в 2,5 раза дороже серийных моделей.

Отечественный рынок дозрел до “нишевых” телефонов, уверено большинство предпринимателей. Сейчас россияне почти в два раза чаще меняют трубки, чем пять лет назад. По данным аналитической службы компании “Евросеть”, если в 2001 г. средний срок службы телефонов составлял около двух лет и на замену трубки решались 31% потребителей, то в этом году на реплейсмент придется 70% продаж, а средний срок службы составит всего 14 месяцев. Кроме того, изменились и сами требования к телефону. Если раньше на первом месте для покупателя было качество связи, то теперь покупателю нужно, чтобы мобильный был красивым и при этом отличался от других телефонов, уверяет PR-директор “Евросети” Татьяна Гуляева. Евгений Чичваркин, совладелец “Евросети”, называет кастомизацию телефонов “будущим рынка мобильных телефонов”. Он рассказал, что в феврале в салонах “Евросети” появится первый “кастомизированный” телефон: в недорогие модели Sagem будут установлены 20 самых популярных, по мнению “Евросети”, звонков и заставок. Чичваркин обещает, что там будет и другая “веселуха”, но “никаких непристойностей”. По его мнению, телефон понравится “традиционной аудитории” “Евросети”. Редактор информационного портала MForum.ru Роман Субботин уверен, что кастомизировать телефоны в скором времени начнут все — производители, поставщики, продавцы музыкального контента. “Для мелких производителей ничего другого сейчас не остается. На рынке очень много игроков, и потребителю сложно ориентироваться при выборе нового телефона. А кастомизация позволяет выделиться из общей массы”, — поясняет он.

А вот аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин опасается, что промышленная кастомизация, успешно использующаяся во всем мире, в России работать не будет. По его мнению, на отечественном рынке идею дискредитировали сами производители, которые раньше “перекрашивали” телефоны, только чтобы распродать запасы залежалого товара.

Справка:

По данным компании “Евросеть”, в Россию в 2005 г. было продано 33,5 млн мобильных телефонов на $5,5 млрд. Лидерами продаж, по данным компании “Евросеть”, стали Nokia (20,7%), Samsung (19%), Motorola (17,7%), Siemens (17,1%). Кастомизация (от англ. customer – потребитель) – изменение серийной продукции по заказу потребителя путем комплектации дополнительными элементами или принадлежностями. Массовая кастомизация – производство продуктов и услуг для узкой аудитории с учетом ее интересов и требований.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar